Нам пишут |
Могильщики тувинской науки
За многолетнюю историю своего существования Тувинский научно-исследовательский институт языка, литературы и истории стал самобытным научным учреждением, признанным экспертом в области тувиноведения. Со своим взглядом на историю народов Центральной Азии, хранителем традиций и обычаев, просветителем и распространителем гуманитарных знаний. Начиная с археологических артефактов и исторических документов и заканчивая духовной составляющей, литературой и всеми отраслями тувинского языкознания. Под руководством ведущих ученых ТНИИЯЛИ велась кропотливая работа по написанию Истории Тувы, учебников для школ по тувинскому языку и литературе, краеведению, закладывались основы академической гуманитарной науки в Туве в области истории, этнографии, археологии, литературы и языка, культуры и искусства, этнографии и фольклора. Даже экономическая наука в Туве начиналась с ТНИИЯЛИ.
В годы становления новой российской государственности ТНИИЯЛИ стал Институтом гуманитарных исследований, затем – Тувинским институтом гуманитарных исследований. Основополагающие направления деятельности сохранились, постепенно появлялись новые направления. Одновременно с этим начало усиливаться требование со стороны органов исполнительной власти о практической значимости и роли института в жизни общества. С этого времени начинается упадок академической науки в Туве. За последние 20 лет статус института значительно упал, фундаментальные научные труды ограничиваются лишь переизданием ранее изданных трудов, обработкой ранее накопленных материалов. Научные экспедиции по сбору материалов продолжаются, но с каждым годом все менее эффективно и качественно.
Все это привело к тому, что институт в 2015 г. был реорганизован в Тувинский институт гуманитарных и прикладных социально-экономических исследований. Фактически, с этого момента академическая гуманитарная наука в Туве исчезает. Появляется государственное учреждение с четким государственным заданием, в котором основная роль отведена прикладным направлениям – социологии и политологии, экономике и финансам.
Уже с 2011 г., после того, как институт лишился своего здания, признанного аварийным, начинается упадок материальный. Постепенно лишаясь строк бюджетного финансирования на ремонт, обеспечение материально-технической базы, командировки, издания и т.д., институт пришел к тому, что в бюджете осталось лишь несколько строк – заработная плата, налоги и отчисления, коммунальные расходы на здание пристройки. Несмотря на отсутствия финансирования на основную деятельность, Правительство РТ продолжает требовать от ученых активной работы по созданию новых трудов. Однако за последние восемь лет количество публикаций неуклонно падает. Если раньше институт мог издавать до десяти монографий в год, то теперь не более 3-4, из них только 1-2 – за счет государственных программ различной направленности, остальные – за собственный счет автора или на средства гранта. Чтобы поехать в экспедицию ученые скидываются из своих средств на ГСМ, продукты, бумагу и т.д., руководство может выделить только транспорт и водителя. Самый лучший расклад – это когда археологи или социологи зарабатывают на хоздоговорных работах, принося небольшой доход институту. За счет этих средств появляется возможность организовать несколько экспедиций, но это бывает не каждый год.
Наблюдая за последними годами работы института, стало понятно, что институту давно надо было войти в структуру Сибирского отделения Российской академии наук. Конечно, при этом неизбежны были бы потери. Не всякий исследователь может писать каждый год статью ВАК, а тем более Scopus. Не каждый смог бы подтянуть свое знание иностранных языков для общения с иностранными коллегами. Не каждый смог бы каждые 2-3 года выпускать монографии, участвовать в экспедициях, собирать определенный минимум научного материала, участвовать в определенном количестве конференций всероссийского и международного уровня. Но есть уверенность, что каждый хотя бы попытался бы сделать это. И у каждого был бы шанс достичь всех этих условий и стать академическим Ученым. В первую очередь, за счет того, что научных сотрудников не заставляли бы заниматься надуманными вопросами, официальными круглыми столами «для галочки», информационными справками и прикладными работами (между прочим, именно такие работы сотрудников института позволили привлечь средства на празднование 100-летия единения Тувы и России, но институту с этого ничего не перепало).
В настоящее время самые выдающиеся тувинские ученые работают за пределами Тувы. Они не связаны обязательствами с Правительством РТ, не связанными с ТИГПИ. Они изредка приезжают, чтобы еще раз удостовериться, что сделали в свое время правильный выбор. В редкие моменты встреч с бывшими коллегами они стараются показать, что у настоящего ученого есть возможность жить и работать на благо общества без давления от общества и государства.
Я надеюсь, что этот сообщение прочитают действительно глубоко мыслящие люди и поймут, что науку в Туве надо спасать и надо восстанавливать уже утраченное – интеллектуальный потенциал республики.
P.S. Текст выше был написан мною год назад, 17 июля 2019 г., но не был опубликован нигде, о чем меня терзают в настоящее время глубокие сожаления. С тех пор ситуация изменилась в худшую сторону (хотя, казалось бы, куда уж хуже) – во главе института встал бывший прокурор, чиновник до мозга костей, не понимающий в науке ничего – Дамба-Хуурак Анатолий Партизанович. Заявив о своем намерении заниматься только хозяйственными вопросами деятельности института, он усыпил бдительность коллектива и постепенно набирал свою команду – верного приспешника Дорэ Н.Э., собственного юриста, бухгалтера, принял на работу бывшего министра, к.филос.н. Натсак О.Д. на должность главного научного сотрудника группы истории (а г.н.с. обязательно должен быть доктором наук).
В период пандемии коронавирусной инфекции, когда большинство сотрудников с апреля по июль работали на удаленном режиме работы, Дамба-Хуурак А.П. со своей командой разработал новый Устав института (утв. Постановлением Правительства РТ №272 от 09.06.2020 г.), а также новую структуру (утв. Постановлением Правительства РТ №318 от 10.07.2020 г.), в которой научные сотрудники гуманитарного профиля ограничены 15 штатными единицами. Причем об изменении Устава коллектив узнал только через месяц после события вместе с сообщением об издании постановления о новой структуре. По задумке Дамба-Хуурака А.П., в институте будет работать четыре научных сотрудника и один ведущий специалист исторического профиля (вместо четырех историков, трех этнографов и трех археологов), четверо ученых и один ведущий специалист филологического профиля (вместо пяти языковедов, пяти литературоведов, пяти составителей словарей, пяти фольклористов), четверо ученых и один ведущий специалист культурологического профиля (вместо четырех культурологов и трех религиоведов).
В то же время штат прикладного направления института раздулся до 34 единиц и состоит из отделов: научного сопровождения реализации программы ускоренного социально-экономического развития (13 единиц), научного сопровождения обеспечения реализации национальных и губернаторских проектов (11 ед.), научного сопровождения демографического развития и социальной политики (4 ед.), государственного и муниципального управления, криминологии и социологических исследований (6 ед.). Всего в прикладном блоке предусмотрено 17 научных ставок, из которых 4 – г.н.с. (должны быть доктора наук), 7 в.н.с. – (кандидаты наук). Проблема в том, что и в настоящее время в институте из прикладников ученую степень имеет только один человек, и то – к.филос.н. Изучение направлений деятельности прикладной науки ТИГПИ в новой редакции показывает, что только отдельные, в первую очередь – молодые, сотрудники из числа гуманитариев смогут перепрофилироваться и продолжить работу в институте. Остальных, в том числе остепененных, внесших значительный вклад в развитие тувиноведения, ждет сокращение. Под удар попадают ветераны, чей авторитет Дамба-Хуурак А.П. никогда не признавал, а также самостоятельно мыслящие ученые и, как ни странно, женщины (в связи со склонностью бывшего заместителя Председателя Правительства Республики Тыва везде и всюду возвышать роль мужчины, прежде всего – молодого, в обществе).
Остается открытым вопрос – кого же наберет в прикладную «науку» новый директор? Откуда он возьмет четверых докторов наук и шестерых кандидатов наук экономического, политологического, юридического и пр. профилей в республике? Скорее всего, под видом ученых, сюда будут устраиваться бывшие министры, чиновники высокого полета, а младший научный персонал и специалисты будут писать стандартные аналитические записки на уровне департамента любого из министерств, в которых не будет ни грамма науки, анализа и правды!
Ученые ТИГПИ (именно Ученые с большой буквы) начали готовиться к борьбе с произволом Дамба-Хуурака А.П., составляют петиции и готовы пойти до конца (и я с ними), однако ясно, что эта борьба уже проиграна. Проиграна давно, с момента включения Главой РТ Кара-оолом Ш.В. в число задач института исследований прикладного социально-экономического характера, а с момента, как он назначил директором ТИГПИ неученого «генерал-гинеколога» – началась агония. Академическая наука и тувиноведение в Туве умирает, безвозвратно. Отныне академические исследования в области тувиноведения будут продолжаться из-за пределов Тувы – все, кто смогут, уедут в другие регионы, в более стабильные научные учреждения, заинтересованные в приращении реального научного знания.
P.P.S. Совсем недавно из жизни ушли люди, посвятившие всю свою жизнь служению институту – к.и.н. Маннай-оол Монгуш Хургул-оолович (с единственным местом работы в трудовой книжке – о работе в ТНИИЯЛИ-ТИГИ-ТИГПИ), к.ф.н. Доржу Чургуй-оол Михайлович, возглавлявший институт в трудные 1990-е годы. Им повезло, что они не увидели крах их любимого ТНИИЯЛИ, в отличие от Татаринцевой М.П., Орус-оол С.М., Моллерова Н.М., Кужугет А.К., Сузукей В.Ю., Кунгаа М.Б., Самдан З.Б. и многих других призванных авторитетов не только в научном сообществе, но и среди тувинского народа в целом. Отстранение от корифеев тувиноведения, разрушение школы тувиноведения в целом приведет к необратимым последствиям для культурного, духовного и социально-экономического развития народов Республики Тыва.
К большому нашему сожалению, тувинские ученые были слишком интеллигентны и терпеливы…
От редакции.
Зная мстительный характер бывшего прокурора мы не стали указывать фамилию автора – уважаемого в республике учёного. Но не можем пройти мимо того факта, что итоги деятельности генерал-гинеколога в должности министра здравоохранения для республики оказались катастрофическими. В связи с этим мы полагаем, что назначение бывшего прокурора на руководство учёными – не самый лучший кадровый выбор. Наверняка теперь Дамба-Хуурак развалит и институт. А ответственность за это будут нести Глава республики Шолбан Кара-оол, назначивший профана на должность директора института, и Сергей Шойгу, лоббирующий интересы коррумпированного недотёпы Шолбана Кара-оола.