В Ставрополе задержали почти всю верхушку регионального ГИБДД. Их подозревают в коррупции
В Ставропольском крае проходит крупная спецоперация против коррупционеров в областном ГИБДД. С утра 20 июля задержана практически вся верхушка ведомства – начальник регионального управления ГИБДД Алексей Сафонов и 35 его подчиненных.
По сообщению депутата Госдумы Александра Хинштейна, задержания начались с утра, их проводят Главное управление собственной безопасности МВД и главк МВД по Северо-Кавказскому федеральному округу при силовой поддержке Росгвардии.
Высокопоставленные дорожные полицейские обвиняются в организации преступного сообщества, получении взяток, злоупотреблении полномочиями и прочих преступлениях.
«По сути, на Ставрополье действовала самая настоящая мафия, наживавшаяся на всем: от «блатных» номеров и пропуска большегрузов до торговли песком», – написал Хинштейн в своем телеграм-канале.
В свободный доступ помимо прочего попали фото личного поместья Алексея Сафонова, в котором проводятся обыски. Оно поражает своим размахом и одновременно безвкусицей. В отделанном натуральным камнем особняке – позолоченные вензеля и лепнина, а также «золотые» унитазы и биде.
По версии Следственного комитета, участники организованной группы несколько лет выпускали неформальные пропуска, дающие иммунитет на случай остановки инспектором ГИБДД. Сотрудники продавали такие «непроверяйки» перевозчикам зерна на территории Ставропольского края, заявляют следователи.
Сафонову по вменяемой ему статье грозит от 8 до 15 лет. К сроку судья может добавить штраф до 70-кратной суммы взятки (то есть 1,33 млрд. рублей).
По существующим в России правилам грузовик с пятью осями не может перевозить по автомагистралям груз тяжелее 40 тонн. В борьбе за заказ перевозчики снижают стоимость транспортировки каждого килограмма за счет увеличения объема перевозки и готовности давать взятки сотрудникам ГИБДД.
– На обычные КамАЗы наращивают борта и загружают по 70-75 тонн. Те, кто едет на юг, могут видеть такие караваны большегрузов, которые едва ползут по правой полосе. Они не только портят дорожное покрытие. Такая фура очень опасна на дороге. Как бы то ни было, ее тормозная система не рассчитана на то, чтобы остановить, по сути, железнодорожный вагон, – рассказывает один из отраслевых экспертов.
Наказание за перегруз сейчас составляет: для водителя – от 1000 до 10 000 рублей штрафа или лишение прав на 4 месяца, для должностного лица – от 10 000 до 50 000 рублей, для компании – от 100 000 до 500 000 рублей. Но повсеместные посты и серьезность наказания никак не влияют на положение дел в отрасли: дороги буквально забиты машинами с перегрузом. А добросовестные водители не могут конкурировать с нарушителями.
– Транспортные компании или водители-одиночки с перегрузом просто закладывали расходы на взятки в тариф.
Вот смотри, сейчас заказ пришел: надо перевезти 5 тысяч тонн из Ипатово (Ставропольский край) в Ейск (Краснодарский край), 460 км. Дают 1100 рублей за тонну. Если я работаю без перегруза, т.е. нагружаю не более 40 тонн, я такой заказ не возьму – это очень низкая цена за тонну, я даже свои затраты на обслуживание машины не отобью. А другой нагружает 75 тонн и едет. Он заранее готовит несколько тысяч рублей на взятки на постах, и всё, – рассказывает перевозчик. – И так – по всему югу. В заказе прямо пишут: «с перегрузом».
* * *
В Ставропольском крае, рассказывает перевозчик, коррупционную схему упростили и создали «абонемент»: ежемесячная плата за беспрепятственный проезд с перегрузом по дорогам края составляет 20 тысяч рублей с машины.
– Перевозчик платит эти деньги и спокойно ездит. Почему «вездеходы» не останавливают? Есть, например, партия машин с госномерами «818», на постах знают, что это за машины, и не трогают. Еще одна отличительная черта – специальные таблички за лобовым стеклом: MAN, «РИФ» или «МАЙ». Это значит, что машина «проплачена». Такая же система действует в Ростовской области: в Азове есть порт, который принимает машины с перегрузом; в Краснодарском крае несколько элеваторов из числа подписантов Хартии продолжают нарушать правила. Это ведь видно: когда стоишь, ждешь выгрузки, видишь, какие машины с каким весом приезжают. И все – с «опознавательными номерами», – говорит водитель.
Так для сельскохозяйственного юга перегруженные зерном и семечкой фуры стали важным источником наживы коррумпированных сотрудников полиции.
* * *
Политолог Антон Чаблин считает, что фотографии из украшенного золотой лепниной особняка Сафонова в общественное пространство были вброшены специально – для отвлечения внимания от источников коррупции, которые никуда не денутся после замены фигурантов «схемы».
– Дело о «золотых унитазах» очень напоминает многие аналогичные дела, которые возбуждались за последние годы в России в отношении высокопоставленных силовиков – от подполковника полиции Кирилла Черкалина до генерал-майоров Дениса Никандрова и Александра Дрыманова. Сценарий схож: громкие задержания, обнародование деталей роскошной жизни, подробное освещение в прессе, а затем постепенное угасание интереса.
Вряд ли сейчас кто-то вспомнит, за что именно и на какой срок осуждены те же Черкалин или Никандров. Но в целом общественный резонанс таких дел позволял поддерживать впечатление о непрекращающейся борьбе с коррупцией в высших эшелонах силовиков. Думаю, в случае с Сафоновым будет нечто подобное, только забудут о нем намного быстрее, чем о «миллиардере Черкалине». С одной стороны, для силовой (а в более общем смысле – политической) системы перед выборами выгодно послать обществу месседж о «самоочистке». В то же время решится и некий внутрикорпоративный конфликт, который явно и стал импульсом для возбуждения дела: одного генерала поменяют на другого. Но говорит ли это в целом о повышении качества работы той же ГИБДД? Вопрос риторический.