Популярно о наболевшем |
Блеф обанкротившегося бюрократа
На прошлой неделе состоялось сразу два мероприятия в правительстве России, одним из вопросов которых было положение в Туве.
26 ноября рассматривали положение с подготовкой регионов России к зиме. В целом положение удовлетворительное, кроме 5-7 регионов, большинство из которых пострадало от наводнения. Однако первой «по неуспеваемости» по 4 пунктам из 5 была названа Тува. По мнению премьер-министра Д.Медведева в Туве не готовы к работе в зимний период котельные, сети теплоснабжения и водопроводы, а также не созданы запасы необходимых средств на случай ЧС. Газета уже подробно писала о том разносе, который устроил присутствующему на совещании тувинскому премьеру Кара-оолу премьер России Медведев. Главным его посылом было: «кончайте жаловаться, начинайте хоть что-нибудь делать!». В связи с этим вспоминается, как Шолбан Валерьевич клял в своих неудачах Советский Союз, который в своё время понастроил разных объектов в Туве, которые теперь предстоит Кара-оолу обслуживать и ремонтировать.
На следующий день на заседании правительства России предстояло рассмотрение состояния социально-экономического развития республики и мер по решению наиболее назревших проблем. Как мне удалось выяснить, правительство Тувы подготовило доклад на эту тему, но он не прошёл рецензию и был отставлен. Поэтому вместо Кара-оола докладывал министр регионального развития. Кара-оолу же дали пару минут для высказывания собственной точки зрения, но ему даже не удалось высказать всё, что он хотел. И понятно – почему. На заседание правительства страны положено приходить с проектом решения, завизированным во всех инстанциях, особенно – минэкономразвития и минфине. Но Кара-оолу так и не удалось заручиться их поддержкой. Поэтому Медведев и сказал ему, что хватит жаловаться, пора начинать работу.
При этом следует отметить, что для республики он фактически ничего не просит. У нас в аварийном состоянии все инженерные сети: электро-, тепловые, водопроводные, канализационные. Кроме того, целые микрорайоны, такие как «Спутник», вообще без инженерных сетей. В Кызыле вдвое перегружены очистные сооружения. Разбитые дороги в столице и по всем районам. Отсутствует ночное освещение улиц. И многое-многое другое... А он, как прежде, занят исключительно тем, что просит денег для Байсарова. Думается, такая ситуация не случайна и требует пристального внимания спецслужб.
Впрочем, в этом и состоит основная философия жизни Кара-оола. Ему не нужна ответственность, ему нужны инвестиции. Причём такие, которые могут озолотить. Правда, не республику.
С одной стороны, Кара-оол слагает с себя всякую ответственность за экономику республики, пока не будет построена железная дорога. А она, при всём желании, в ближайшие лет 10 построена не будет. Так что Кара-оол может 10 лет ничего не делать.
С другой стороны, всем понятно, что Байсаров – никакой не инвестор. И ничего никогда он в Туве не построит. Я вообще думаю, что он – посредник, через которого хотя украсть большие бюджетные деньги. Угля он не добывает, железной дороги, порта и ТЭС не строит, а в это время премьер Тувы занят тем, что «дует» из него фигуру и просит бюджетных денег под его «прожекты».
Уже сейчас мы видим: добыча угля на Элегестинском месторождении, начатая в своё время Пугачёвым, свёрнута, работники распущены, десяток горняков ходят в роли охранников. Ещё два года назад что-то кричали о начале строительства железной дороги, затащили в Туву президента страны, в 40-градусный мороз заставили его вбивать «золотой костыль», бросили четыре рельсы возле Кызыла и назвали всё это «станция Кызыл-Конечная», но только сейчас сообщают, что «наконец-то готова проектно-сметная документация» на проект. Ещё вовсю бурлит жизнь прежнего инвестора, но уже в судах, однако Байсарова называют громкими именами и просят под него сотни миллиардов денег.
Кара-оол, не стесняясь, заявляет, что решил с Путиным вопрос госфинасирования строительства. Однако никаких документов на сей счёт как не было, так и нет. Более того: осведомлённые источники сомневаются, что Кара-оол вообще разговаривал о чём-либо с Путиным. Всё, что мы видим сейчас – это блеф обанкротившегося бюрократа, стремящегося великими планами затмить свою беспомощность.
Я даже больше скажу. Решения, которые рождаются в Кремле, подчас никаким прогнозам не поддаются. Вот решили же провести зимнюю олимпиаду в субтропиках Сочи! Смету увеличили в пять раз, многие кавказские друзья Байсарова изрядно подправили своё финансовое положение. В принципе, наверное, когда-нибудь могут дать Туве 300 млрд. под «распил». Только никогда не доверят этот «распил» недотёпе. Под него придут деятельные «крепкие хозяйственники». И Кара-оолом тут пахнуть не будет. К тому же, если вдруг Путин решит выбросить на ветер 200-300 млрд., об этом первым узнает и от своего имени огласит наш замечательный земляк Шойгу. А до тех пор, пока он молчит, можно быть спокойным: золотой дождь Туве не угрожает, сколько бы правительственная пресса ни вешала нам лапши на уши о том, что Кара-оол якобы пользуется поддержкой Кремля и ему лично Путиным что-то обещано.
И ещё. Кара-оолу сейчас не о мнимых миллиардах нужно думать, а о том, как перезимовать без ЧП. Если он допустит новый Хову-Аксы, ему это на тормозах больше не спустят. Кремлю нужны лояльные губернаторы, встроенные в вертикаль. Но работать за Кара-оола ни Путин, ни Медведев не будут. А потому они требуют лояльность подкрепить деловитостью. Да и вряд ли Кремлю нравится, что в Туве воруют бюджетные деньги «на входе», а не «на выходе», как в остальной России.
В заключение хочу посоветовать Кара-оолу меньше жаловаться на СУЭК по поводу того, что компания не хочет вкладываться в реконструкцию Кызылской ТЭЦ. Дураков в мире не так много. Кто будет тратиться на ТЭЦ, если глава республики шесть лет подряд трындит о желании построить новую ТЭС, которая будет давать более дешёвое тепло и в гораздо больших объёмах? Вы уж, Шолбан Валерьевич, как в том анекдоте: «или штаны оденьте, или крестик снимите»... То есть определитесь, что Вам нужно: новую ТЭС или развитие имеющейся ТЭЦ? А то пока Вы определяетесь, и Кызыл можете заморозить...
До встречи.
Сергей Конвиз