Кажется, Вы зашли на мобильную версию сайта, используя настольный компьютер. Кликните мышкой по надписи, чтобы перейти на полную версию сайта. 
   
«Мы попадем в рай, а они – просто сдохнут!» ©
Сообщение для всех: "Если у вас имеются проблемы с работой сайта risk-inform.ru, попробуйте воспользоваться https://risk-inform.com, https://riskinform.blogspot.com или https://t.me/riskinform"
 Логин:
 Пароль:
   
 
№17, 13 августа 2013 года.

    Популярно о наболевшем
Сергей Конвиз

Нехватка рабочих кадров или засилье жуликов и воров?

Постоянно приходится читать и слышать о том, что в Туве не хватает строителей. То об этом заявит министр строительства Сат, то президентский полпред Толоконский. Да и работать в сельском хозяйстве тоже некому. Катастрофически не хватает доярок, скотников, механизаторов, уже не говоря об агрономах и зоотехниках. Всё это как-то не складывается со статистикой, которая утверждает, что уровень безработицы в Туве – один из самых высоких в России. Как всё это уживается?

Лет пять тому назад я как-то писал о том, что решить проблему безработицы в Туве можно только активизацией деятельности в строительной отрасли и сельском хозяйстве. Других эффективных способов борьбы с этим злом, разлагающим общество, просто нет. В проправительственных СМИ в ответ прозвучало что-то типа «сами знаем – это прописные истины». Но, однако, воз и ныне там. И это имеет под собой серьёзные основания.

Первое – ситуация в сельском хозяйстве. Здесь всякую инициативу подрезает наркобизнес, процветание которого выгодно властям республики на самом «верху». Когда есть возможность заработать лёгкие деньги, простой человек не заморачивает себе голову проблемами выращивания скота или зерновых. Думается, мало кто верит в то, что после того, как Лёню Кара-оола поймали в Красноярске с чемоданом наркотиков и он отсидел некоторый срок, главная семья республики забросила сверхприбыльный бизнес. Скорее всего, поддерживаемая новым министром внутренних дел Лобановым и подконтрольной Перенгиле наркослужбой, теперь она шире и глубже внедряет во всех районах Тувы, а не только в Улуг-Хеме, передовые методы обогащения. В этом соревновании сельское хозяйство всегда будет проигрывать, поскольку труд скотника или землепашца труден и не всегда благодарен.

Второе – проблемы строительной отрасли в республике. Мне довелось долгое время проработать в тресте «Тувинстрой», пройти путь от рядового инженера до заместителя управляющего трестом и, думаю, я имею право на собственную точку зрения о состоянии строительного комплекса Тувы. В 70-80-е годы в Туве был настоящий расцвет строительной отрасли. Комбинаты «Туваасбест» и «Тувакобальт», Домостроительный комбинат, спорткорпус и целые микрорайоны комфортабельного жилья в г.Кызыле, целый город Новый Шагонар, оросительные системы по всей республике, множество самых разных строек в сельской местности – вот краткий список того, что было сделано славными строителями Тувы в тот период.

Самое интересное, что даже тогда собственных строительных кадров хватало – их готовили ПТУ, техникум и Политехнический институт. В Туву «завозили» только высшую прослойку специалистов – зампреда правительства Болбата, секретаря Обкома КПСС Ванжу. Однако хребтом строительного комплекса являлись такие местные специалисты, настоящие патриоты Тувы, как А.И.Антонов, П.И.Чербаков, А.Д. Монгуш, Б.И.Алёхин, И.Остапец, Б.П.Свинцов. Гремели на всю страну знаменитые бригадиры А.Горбачевский и Е.Бизяева. Профессия строителя стала престижной.

И вот за несколько лет новым властям удалось полностью демонтировать каркас строительной отрасли и отдать её на разграбление проходимцам. Шесть лет обещаний инвестиционного бума в Туве прошло, а республика фактически откатилась на 20 лет назад. Посмотрите, кто сейчас строит в Туве, – это либо свои «блатные», имеющие афелированность с Главой, типа Роберта Доржу или Уюсова, либо кавказцы, типа Асланяна или Акберова, готовые платить «наверх» в виде откатов до 50% сметной стоимости объекта и не боящиеся об этом заявлять под объективы телекамер программы «Человек и Закон», либо залётные строительные компании типа «Водного мира», которые кроме счёта в банке, авторучки, печати и «ловких рук» ничего не имеют. Понятно, что с такой компанией блудливых «строителей» отрасль не поднять. А если к этому прибавить совершенно беспомощную и бесполезную антимонопольную службу и коррумпированную полицию во главе с алкоголиком, по вине которых воровство закладывается уже на стадии проектирования объектов, то картина становится совсем печальной.

Самый простой пример этого – дорожная отрасль. Совсем недавно каким-то чудом полицаи раскрыли преступную банду в «Туваавтодоре». Смысл воровства там состоял в том, что тендеры на содержание республиканских дорог по заранее срежиссированному сценарию «выигрывали» подставные фирмы, не имеющие ни работников, ни техники для выполнения работ. «Туваавтодор» содержание дорог не проверял, зная, что никто ничего делать и не собирался, и перечислял миллионы на счета мифической компании «Стройдоррем». А та обналичивала деньги через АЗС. Так вот, суть мошенничества базировалась на том, что правительством Тувы была создана система распределения госзакупок таким образом, что победитель был известен за полгода-год до этого тендера. В связи с этим проектировщики, от которых зависит стоимость сметы, всегда знают, какой объект нужно «подтянуть» в сторону увеличения, а какой сделать совершенно нерентабельным.

Вот, к примеру, владелец ООО «Восток» и проектного института «Туваавтодорпроект» Уюсов каким-то боком узнал, что именно его компания будет единственным участником аукциона по размещению заказа на реконструкцию ул.Магистральной. А его проектный институт будет этот проект и – главное – смету разрабатывать. Наверное, поэтому он начал работы на трассе в октябре 2012 года, хотя аукцион, на котором, естественно, ООО «Восток» стало единственным участником и заодно победителем, состоялся только в апреле 2013 года. Думается, не случайно стоимость реконструкции одного километра дороги составила астрономическую сумму в 100 млн. рублей. Даже если поверить в заявление Уюсова, что он, якобы, 50% отдаёт «наверх», то и 50 млн. рублей за километр – это, по крайней мере, невероятно много. Для сравнения: город выставил на тендер ремонт 5 км городских дорог на общую сумму – вы не поверите – в 28 млн. рублей. Даже если поверить, что Уюсов в виде отката отдаёт Кара-оолу половину, то и оставшиеся 50 млн. рублей за километр в сравнении с 28 млн. рублей за 5 км – разница почти в 10 раз. А если разговоры о взятках Уюсова – враньё и домыслы конкурентов, то выходит, что Уюсову платят за такую же работу в 20 раз больше, чем другим дорожникам!

При этом, думается, для УФАС по Туве и ОБЭПУ будет интересно узнать, что все эти проекты и сметы изготовлены одним и тем проектным институтом под руководством директора Мельникова. А институт, как известно, принадлежит всё тому же Уюсову. Как Мельников мог знать при проектировании, что Уюсова те 5 км ремонта дорог интересовать не будут, а вот по ул.Магистральной даже за полгода до тендера работать будет именно его молочный брат ООО «Восток»? Неужели министру Лобанову это не интересно? А ведь он живёт и служит в Кызыле. И для него никакого секрета из того, что описано выше, не составляет.

Коррупция – вот главное препятствие для развития строительного комплекса в Туве. Но никто с ней не борется. Потому что она выгодна тем, кто эту борьбу должен организовывать. Дело дошло до того, что УКС правительства путём несложных махинаций перевели в подрядчики и теперь правительству нет нужды махинировать с аукционами – их с блеском выиграет УКС и отдаст стройки тем вороватым подрядчикам, которые больше «несут».

Правда, есть ещё один момент, о котором невозможно не упомянуть. Давайте на миг представим, что председатель правительства Тувы Шолбан Кара-оол – честный человек, не подверженный коррупции. Чиновник, действительно радеющий за свою республику, народ. Он искренне хочет, чтобы Тува развивалась, строительный комплекс мужал и креп. Первое, что бы нужно было ему сделать – это пересмотреть коэффициенты пересчёта смет. В нашей отдалённой, приравненной к Крайнему Северу, сейсмоопасной республике этот коэффициент ниже, чем в соседних Алтае, Хакасии и Красноярском крае. Нонсенс? Конечно! Но это нужно властям, чтобы на старте занижать стоимость строительства, а затем, если им это будет выгодно, смету увеличить. Вспомните «товарища Билалова» на сочинской стройке. Там был отработан точно такой же метод. По мнению строителей, этот коэффициент необходимо поднять на 30-40%. Тогда строительная отрасль и отрасль стройматериалов в Туве начнут резко развиваться, увеличивая поступления в бюджет и поглощая безработицу. Не понимать очевидности назревшего шага может только идиот или конченный жулик.

Сергей Конвиз

(прочитано 6427 раз)


 Доска объявлений 
Остальные материалы номера 17:
 
   
   
 
Материалы по теме:
» Почему правоохранители крышуют жуликов? (№4, 6 мая)
» Горький опыт Афганистана (№6, 18 февраля)
» Тува – резервация для воров? (№3, 28 января)
» Закономерные и плачевные «неожиданности» (№3, 28 января)
» Правительству срочно нужны свежие жулики и подхалимы (№2, 21 января)
» Нетрадиционные отношения власти (№22, 24 декабря)
» Тува: Куда катимся? (№18, 20 августа)
» Откат и распил по-тувински (№15, 30 июля)
» Что решают наши кадры? (№14, 23 июля)
» Эх, дороги, дурачьё да жульё... (№12, 9 июля)
» Нужно ли вызывать врача, когда нужен гробовщик? (№9, 28 мая)
» Праздник победы... над трудом (№5, 30 апреля)
Жадность губит
Комментариев: 2
Опрос «Какие из указанных проектов оказались наиболее удачными с точки зрения воровства бюджетных средств?»
Птицефабрика «Енисейская» (92 голоса)
58.23%
ГУП «Кондитерская фабрика» (57 голосов)
36.08%
ГУП «Чагытай» (74 голоса)
46.84%
ГУП «Тепличный комбинат» (46 голосов)
29.11%
КФХ «Феникс» (19 голосов)
12.03%
АПК «Урянхай» (99 голосов)
62.66%
ЭКК «Алдын-Булак» (62 голоса)
39.24%
Горнолыжный комплекс на базе станции «Тайга» (38 голосов)
24.05%
Коттеджный городок в «Южном» (34 голоса)
21.52%
База отдыха «Веселая» в верховьях реки Сесерлиг (25 голосов)
15.82%
Бассейн в г.Шагонар (26 голосов)
16.46%
СХПК Сельхозрынок «Сайзырал» (41 голос)
25.95%
Всего ответов: 158
Юрий Якушев: ловкость рук и немного мошенничества

Материал входит в разделы тематического архива:
 
   
Случайная картинка

«Закат социализма начался тогда, когда советские инженеры не сумели скопировать украденный американский IBM» (Константин Феоктистов, космонавт).

Газета
 • Свежий номер  • Архив газеты  • Тематический архив  • Карикатуры  • Юмор
Внеклассно
 • Новости  • Опросы  • Календарь обещаний  • Доска объявлений  • Форум
О нас
 • Обратная связь  • Статистика  • Помощь
Пользователи
 • Регистрация/Вход  • Добавить новость  • Добавить фото
Материалы сайта предназначены для лиц 16 лет и старше.Материалы сайта предназначены для лиц 16 лет и старше. Ответственность за достоверность опубликованных материалов несут авторы. Мнение автора не всегда отражает точку зрения редакции. При полном или частичном использовании материалов, ссылка на газету «РИСК» обязательна. Для сетевых изданий обязательна гиперссылка на сайт «РИСКа» — risk-inform.ru
Страница газеты РИСК в ТелеграмеСтраница газеты РИСК в Телеграме Для писемДля писем
Лента новостей RSSЛента новостей RSS Зеркало сайтаЗеркало сайта
Страница газеты РИСК в Живом ЖурналеСтраница газеты РИСК в Blogspot Страница газеты РИСК в YouTubeСтраница газеты РИСК в YouTube