Нетрадиционные отношения власти
Наверное, многим уже набили оскомину часто повторяющиеся сюжеты из жизни тувинского правительства, из которых можно прийти только к одному выводу: порядка там не было, нет и не ожидается. Похоже, там набраны в основном люди, не имеющие понятия о принципах функционирования власти. И свою роль в нём рассматривающие как обычное трудоустройство. Надо сказать, что премьер Кара-оол обижается на газету, публикующую такие примеры. А напрасно. Ему хотя бы на своих ошибках поучиться. Благо, этих ошибок – воз. Рискую снова навлечь на себя его гнев, но вынужден привести ещё один яркий пример его должностной несостоятельности.
Есть в Тоджинском районе село Ий. А в нём – школа. Новый свежеиспеченный министр образования К.Бичелдей решил осчастливить её капитальным ремонтом. Деньги из республиканского бюджета выделил немалые – 5,5 млн. рублей. И подобрал подрядчика – ООО «Элитстрой». Почему именно его – узнаете ниже. Подрядчик этот однажды стал знаменит тем, что его владелец и директор Вейсал Акберов на всю страну в телепередаче «Человек и Закон» Первого канала рассказал, как он за взятки получает подряды на строительные работы в Туве. Кое-кому тогда показалось, что карьера шустрого кавказца в Туве закончилась – кто будет позориться связями с взяточником и коррупционером? Однако, публичное заявление потенциального преступника возымело прямо противоположное действие. Его «Элитстрой» тут же оказался весьма востребованным. В результате, за совсем короткий срок подозрительная кавказская фирма с регистрацией в Красноярске оказалась основным и чуть ли не единственным подрядчиком на бюджетных объектах республики. А сам Вейсал Сейфал-оглы стал частым гостем не только у министров тувинского правительства, но и у самого премьера Кара-оола. В Минстрое зашушукались – мол, теперь, после телевизионного заявления, он «носит» уже «самому»...
Но, как говорится, не пойман – не вор. Почему-то прокуратуру и МВД этот тип после публичного признания в совершении преступления совсем не заинтересовал. А вот в Министерстве образования он неожиданно нашёл свою гавань и, похоже, «бросил там якорь»... Поэтому удивляться, каким образом отъявленный взяточник получил подряд на ремонт Ийской школы, не приходится. И Акберов приступил к выполнению договора №33 от 31 мая 2012 года. На всё про всё ему хватило два месяца. И в конце августа 2012 года Акберов с представителем заказчика – Куулар Л.Э. обратились к директору школы с просьбой подписать Акт выполненных работ, поскольку работы, на их взгляд, закончены.
Однако от такой наглости директор Ондар М.Б. пришла в ужас. На самом деле, по её мнению, работ было выполнено не больше чем на миллион. И она наотрез отказалась подписывать липовый Акт. Наивная женщина, она была уверена, что после этого у Акберова и Минобраза Тувы не будет иного выхода, кроме как закончить ремонт в соответствии с утверждённой сметой. Реальность оказалась совсем иной. Акберов, ухмыльнувшись, повернулся и ушёл. К ремонту школы он уже больше не возвращался. Странно, но и Минобраз РТ, как заказчик, никаких мер принуждения к ООО «Элитстрой» не применял. Там просто как бы забыли о школе и её проблемах. А заодно и о народных деньгах, перекочевавших в кошелёк Акберова. Школу просто бросили на произвол судьбы, во всём обвинив директора, которая, оказывается, «не смогла найти общий язык с подрядчиком». Таким образом, её принципиальность и радение интересов детей были поставлены ей в вину.
Где только директриса не была и к кому только не обращалась. Но тщетно. Школу как бы внесли в «чёрный список». И тогда она решила обратиться к Шолбану Валерьевичу Кара-оолу. Она была уверена, что, узнав о безобразиях в министерстве образования, он тут же прикажет разобраться, наказать виновных и довести ремонт до конца. В своём письме она, в частности, сообщила:
«Администрация МБУ Ийской СОШ в лице директора Ондар М.Б. хочет довести до Вас информацию о качестве проведения капитального ремонта в 2012 году второго корпуса нашей школы. Капитальным ремонтом занимался представитель подрядчика директор ООО «Элитстрой» Акберов Вейсал Сейфал оглы, согласно договору/контракту №33 от 31 мая 2012 г. Ремонтные работы проводились с июля по август месяц. Не доводя до конца ремонтные работы, в конце августа месяца 2012 года т. Акберов B.C. вместе с представителями Министерства образования и науки Республики Тыва Куулар Л.Э. и зам.начальника отдела капитального строительства, ремонта и стройиндустрии Министерства строительства и модернизации коммунального хозяйства РТ Ооржак А.Б. подошли ко мне с «Актом сдачи-приемки выполненных работ», чтобы я подписала и приняла объект. Так как ремонтные работы были не закончены, я отказалась подписывать акт. Акберов сделал работу всего на 1 миллион рублей, а контракт на 5,5 миллион рублей. До сегодняшнего дня не доделанными остались:
1). Пластиковые окна вставлялись не специалистами, поэтому не проведена облицовка оконных и дверных откосов декоративными бумажно-слоистым пластиком или листами из синтетических материалов на клее.
2). Не заполнены наружные и внутренние дверные проемы (не вставлена ни одна дверь!).
3). Не проведена высококачественная окраска масляными составами по дереву полов.
4). Не до конца проведены электромонтажные работы – на 1 этаже кабель-каналы пустые без электропроводок, светильники без лампочек, в котельной совсем не проводились электромонтажные работы.
5). Не проведены монтажные работы каркасов вытяжных, вентиляционных и дымовых труб.
6). Не проложено огнезащитное покрытие деревянных конструкций элементов кровли.
7). Не залит бетонный фундамент для котла.
8). К фасаду не притронулась ни одна рука.
Здесь перечислены все большие работы, о мелочах и говорить не стоит. К своему письму я прилагаю копию проектно-сметной документации, где я отметила выполненные и невыполненные работы и копию акта.
Было выделено – очень большая сумма денег, а сделана совсем мизерная работа».
В конце своего обращения она попросила премьера: «помогите разобраться в этом вопросе и накажите этого бессовестного человека, который обогащается за счёт детских учреждений, пусть вернёт хотя бы 1/4 часть денег, чтобы мы смогли закончить ремонт школы».
Резолюция председателя правительства на этом обращении была изумительной: «Бичелдей К.А. Прошу добиться исполнения всех взятых обязательств подрядчика. Надеюсь на поддержку. 29.10.13г. Кара-оол».
Другой бы, наверное, обратился к министру внутренних дел Лобанову, чтобы тот выяснил: кто, кому, когда и сколько на этот раз «дал на лапу». И привлёк по всей строгости закона. А Кара-оол отписывает бумагу своему министру и вместо приказа неопределенно «просит» министра и как-то неуклюже «надеется на поддержку». Такое впечатление, что Кара-оол за шесть лет не выучился даже приёмам взаимоотношений со своими подчинёнными. В противном случае возникает коварная мысль о неких «неформальных» отношениях между ним и Акберовым, которые не позволяют ему обратиться в правоохранительные органы, невзирая на то, что факт хищения государственных средств налицо.
Впрочем, если бы резолюция премьера возымела действие, а Акберов вернул бы украденные деньги или сам принялся за ремонт школы, можно было бы подумать, что Акберов кому-кому, а уж Кара-оолу-то, точно, взяток не носил. Но после этой резолюции прошло два месяца, а воз, как говорится, и ныне там... И чёрные мысли приходят сами собой.
Вот и получается, что на одной стороне – взяточник-строитель, представитель министерства, министр образования и председатель правительства, а на другой – разрушенная школа с ребятишками и директор, пытающийся добиться справедливости и готовый своими силами закончить брошенный ремонт. Силы явно не равны, особенно если учесть, что на стороне первой «играют» МВД, СКР, прокуратура и прочие силовые структуры, «смазанные» подношениями широко известного взяточника.
А теперь давайте вернёмся к взаимоотношениям премьера и министра. Формально тут всё понятно: один назначил второго на должность и потому второй должен подчиняться первому и ловить каждое его слово. Тем более – письменное. Однако, в жизни – всё наоборот. Премьер Кара-оол, не смея приказывать министру Бичелдею, униженно просит и при этом «надеется на поддержку». Что это – непонимание своей роли или какая-то странная зависимость от подчинённого? Что связывает Кара-оола и Бичелдея, что заставляет начальника просить своего подчинённого? А когда тот не выполняет поручение, стыдливо делать вид, что ничего об этом не знает?
Общеизвестно, что премьер Тувы газету «РИСК» читает. Пользуясь этим, хочу ему сообщить: Шолбан Валерьевич, ваши друзья Бичелдей и Акберов вас не слушают и ваших поручений не исполняют. Поэтому школа в с.Ий второй год стоит в полуразобранном состоянии. И даже после обращения к вам директора школы М.Б.Ондар и вашего указания на сей счёт в ней ровным счётом ничего не изменилось. Видимо, вы для Акберова и Бичелдея – не указ. И ваша просьба «добиться исполнения» для них – пустой звук.
Однако, интересна одна вещь. Для большинства жителей Тувы премьер Кара-оол – никто. О его неумении работать знают все и всюду. Даже премьер России однажды публично на заседании правительства призвал его «начать работать» и «что-нибудь делать». Но теперь оказывается, что и те, кто кормится с его рук, тоже относятся к нему весьма критично. А это уже диагноз...
Мы ещё вернёмся к этой теме.
Кондрат Пчёлкин