В борьбе за нормальную жизнь
В редакцию Виктория Шипуля и Алёна Бичей-Уруг пришли, чтобы поблагодарить коллектив «РИСКа» за опубликованное письмо в газете (№5, «От правительства с «любовью»). Действительно, с огромным трудом, пройдя через унижения в мэрии и правительственных структурах, отвечающих за социальную поддержку детей-сирот и оставшихся без попечения родителей, пройдя через суды, Алёне Бичей-Уруг предоставили неблагоустроенное жильё за городом в районе метеостанции между кладбищем, левобережными дачами и посёлком Сукпак.
Ни воды, ни света, конечно, на этом участке нет. Но очень много разношатающегося и подозрительного народа без определённого места жительства и с явно криминальными наклонностями. Алёна рада и такому жилью, но у неё есть сомнения насчёт законности и незаконности этого жилья, потому что ей в мэрии впопыхах сунули для подписи какую-то бумажку, то ли Акт приёмки сдающегося в аренду здания, то ли ещё какой-то документ, не дав его внимательно прочитать, не выдав копии этой бумаги. На руках в данное время у Алёны нет никаких документов, удостоверяющих, что этот дом является её собственностью.
Особенно по ночам страшно. В дом постоянно кто-то пытается ворваться, стучат, а рано утром ей надо успеть попасть на проходящий автобус из Сукпака в Кызыл, чтобы не пропустить занятия в Автодорожном техникуме. Автобус переполнен донельзя, иногда он даже и не останавливается.
Вика Шипуля уверена, что даже несмотря на то, что республиканские власти теперь могут отчитаться по А. Бичей-Уруг, поставить галочку в графе «исполнено», на самом деле – это формальное исполнение, оставившее всё тот же груз нарушений прав человека, международных конвенций, всех норм жилищного кодекса и федеральных законов, в том числе и уголовных. Более того, считает В. Шипуля, теперь жизнь Алёны находится под постоянной реальной угрозой – нет ни участкового полицейского, ни медицинского пункта, ни транспортного сообщения с городом.
Вика Шипуля и Алёна Бичей-Уруг – выпускницы интернатов для детей-сирот, может быть, они одни из самых благополучных в настоящее время. Но под благополучием надо понимать не социальную устроенность, не материальный быт и финансовый достаток, благополучие их – это упорное доказывание чиновникам всех мастей и уровней, что сироты имеют все права на нормальную жизнь, на учёбу и крышу над головой. Их благополучие – это мучительное хождение по инстанциям, выбивание из чиновников обещаний реально предоставлять сиротам льготы, положенные государством и законами.
Большинство же сирот пополняют армию БОМЖей, проституток, числятся в списках без вести пропавших, становятся контингентом тюрем и колоний, пациентами психиатрической больницы...
Ал. Монгуш