ПолитЛикБез |
Пропаганда лжи
Слово «пропаганда» (латинское – propaganda) – переводится так: «подлежащая распространению (вера)». В понятии «пропаганда» нет какого-то отрицательного смысла. Согласно Большой Советской энциклопедии, это «распространение политических, философских, научных, художественных и др. взглядов и идей с целью их внедрения в общественное сознание и активизации массовой практической деятельности». Это просто инструмент. Например, инструмент «нож» – вполне безобидное, но очень необходимое орудие в руках повара. Нож не виноват в том, что он может попасть в руки преступника и послужить орудием убийства. Так и пропаганда в хороших руках с добрыми целями может служить на пользу общества. Никто же не скажет, что пропаганда здорового образа жизни – это плохо. Да и идея Путина с внедрением единого учебника по истории – пример полезной для общества пропаганды. Всё-таки детям не обязательно знать всю грязную правду об истории собственного государства. Лучше делать акцент на достижениях и плюсах страны, чтобы воспитать в детях чувство здорового патриотизма, чем выворачивать кровавую изнанку и вгонять детей с неокрепшей психикой в депрессию... Тут главное не переборщить, ведь гордость за свою страну вдруг невзначай может вылиться в чувство превосходства над другими народами, то есть в нацизм.
Если верить Википедии, первое официальное упоминание пропаганды произошло в 1622 году в названии католической организации Congregatio de Propaganda Fide (Конгрегация распространения веры), созданной папой Григорием XV. Но, как явление, пропаганда существовала всегда. Недаром даже Евангелие начинается строкой: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог».
Силу Слова, то бишь пропаганды, можно определить скоростью её распространения среди народных масс. В этом смысле 20 век в результате развития радио, телевидения и интернета стал золотым для пропаганды. Ещё никогда за всю историю человечества информация не могла распространяться с такой скоростью, как сейчас. И в этой битве за умы людей обычные границы с обычным вооружением уже не помогают. Нужны информационные границы, а для их преодоления необходимо информационное оружие.
Руководство СССР всё это отлично понимало. Оно создало «железный занавес», чтобы отрезать страну от внешнего мира и «ненужной информации», внутри была установлена жёсткая цензура, пресекающая любое инакомыслие. Но, по-моему, это и было одной из основных причин развала Советского союза: коммунистическая идеология, как тепличное растение, не привыкшее к борьбе с внешней средой, погибло при первой же пробоине в куполе-занавесе. Народ старательно приучали, что телевизор никогда не врёт, что если в газете «Правда» что-то написали – это истина в последней инстанции. А когда в «лихие 90-е» вдруг исчезли все запреты, поток разной противоречивой информации хлынул, как сквозь рухнувшую плотину, на неподготовленные мозги советского гражданина. Именно то время было временем расцвета веры во всяких кашпировских, мавроди, одиозных политиков, сектантов и т.д.
Скорее всего, со временем люди научились бы фильтровать этот мутный грязный поток. Научились бы отличать откровенную ложь от более-менее объективной правды, начали бы отсеивать бесполезную чепуху псевдоученых и гадалок, смогли бы отмечать полезные для себя информационные ресурсы и пропускать мимо ушей скрытую рекламу. Но наши власти в очередной раз наступили на те же грабли. Вместо того, чтобы учить свой народ плавать, они вновь решили перекрыть воду.
Владимир Путин после прихода к власти стал постепенно восстанавливать информационную плотину вокруг страны: взял под контроль федеральные телеканалы и газеты. На сегодняшний день инакомыслие сохранилось только в интернете, но и то – ненадолго. Процесс «закручивания гаек», особенно в последнее время, ускоряется: время от времени «вдруг» пропадает из сети то один, то другой сайт, «вдруг» становится невозможно найти какую-либо информацию в поисковике.
Тотальный контроль над СМИ наши власти употребили на повышение собственного рейтинга и поиск внешнего врага. Главная цель – оправдание в глазах общества любых своих действий. Если что-то получается – «спасибо нашему мудрому правительству», если нет – «виноваты враги». И, глядя сегодня на 90-процентный рейтинг Путина, можно смело заявить о полной его победе в битве за умы своих граждан. Но так ли эта победа безоговорочна?
Любая пропаганда для долгой жизни должна иметь под собой прочный фундамент. В том же примере с пропагандой здорового образа жизни никто не подвергает сомнению факт полезности физических упражнений, но уже над различными фактами истории, облагораживающими или порочащими Россию, идут постоянные споры – фундамент уже не такой прочный, слишком много толкователей истории и каждый настаивает на своей версии. И каждая выявленная ложь официальной пропаганды только ещё больше расшатывает её фундамент. Например, жаркие споры идут о Великой Отечественной войне: был ли Сталин союзником Гитлера в начале Второй мировой войны, готовился ли Сталин к вторжению в Европу и т.д. А ведь, казалось бы, чего проще – выложите архивы в открытый доступ, пусть читают, кому интересно. Ведь уже почти 70 лет прошло с тех пор, и страны той уже нет, а всё равно что-то скрывают, начинают принимать законы о запрете «реабилитации фашизма». Значит, есть что скрывать, значит, и дальше будут множиться различные версии и домыслы о войне, несмотря на запреты...
Сегодня пропаганда опять, как и в позднесоветские времена, строится на лжи. И, похоже, ложь уже превратилась в государственную идеологию. Люди привыкли к ежедневному вранью чиновников и, не морщась, пропускают мимо ушей победные реляции об улучшении жизни, о борьбе с коррупцией, о новых достижениях и свершениях внутри страны – все хорошо видят, что вокруг на самом деле творится. Сколько не говори, «халва-халва», во рту слаще не станет. Но самое парадоксальное, что, несмотря на знание о лживости властей, народ по-прежнему, как в советские времена, легко верит в рассказы о внешнем враге. Понятно, что из наших граждан мало кто побывал за границей и видел иностранцев вживую. Но ведь можно же задаться вопросом: если они, не стесняясь, врут о жизни внутри страны, то с чего вдруг им говорить правду о жизни за рубежом?
Наши власти уже давно нашли ответ на вечный российский вопрос «кто виноват?». Виноваты враги. Они разрушили Советский союз, они сбивают наши ракеты, они не дают нам встать с колен. Похоже, скоро на полном серьёзе наши чиновники будут утверждать, что и дороги вражеские диверсанты у нас ломают, и в подъездах гадят тоже они...
Лицемерие нашей сегодняшней элиты уже давно переплюнуло вранье советских чиновников. Когда коммунисты утверждали, что на Западе живут сплошь одни враги, они при этом не скупали недвижимость за границей и не отправляли своих детей на учебу или даже на ПМЖ в «загнивающую» Европу.
Владимир Путин тут подает плохой пример для подражания. Вспомните, как он ещё в 2011 году пообещал начать строительство железной дороги в Туву. И даже забил костыль в знак начала строительства. Но идёт уже третий год, а дальше пустых обещаний дело не сдвинулось. Или, когда в феврале этого года Путин сказал, что в Крыму наших солдат нет, и пообещал не присоединять полуостров к России. Но не прошло и месяца, как тот же Путин присоединил Крым и признал в «зелёных человечках» российских военнослужащих. Если Президент страны позволяет себе не держать слово, то что же тут говорить о его подчинённых?
Сейчас мы, все жители постсоветского мира, вдруг оказались втянуты в новую информационную войну. И главными солдатами на ней становятся журналисты-пропагандисты. Или даже не солдатами, а генералами. Ведь именно они указывают нам, где находятся враги, прочерчивают линию фронта, разъясняют, с кем мы сегодня дружим. Недаром в последнее время всё больше государственных наград получают именно журналисты, а не военные. И самые почётные награды получают телеведущие, потому что имеют больший охват аудитории, а, значит, больший радиус поражения. Апогеем этой войны стало назначение премьер-министром непризнанной Донецкой Народной Республики российского политтехнолога Александра Бородая.
Мы привыкли считать, что главная задача журналиста – это донесение до людей объективной непредвзятой информации о событиях. Но информ-бойцы на самом деле занимаются совсем другим. Им поставили боевую задачу: любой ценой высветить образ врага. А на войне, как известно, все средства хороши. Если не хватает настоящей видео-картинки с места событий, пропагандисты не брезгуют подтасовать факты: берут видео или фото совсем с других времен, мест и выдают с нужным комментарием в эфир. Приведу один пример. В программе «Вести» телеканал «Россия» показал на всю страну видеоролик, с комментарием: «Каждый день продолжают гибнуть мирные жители. Недалеко от Славянска нацгвардия расстреляла мужчину. Возле тела демонстративно оставив оружие, давая понять, что убили врага». Позже выяснилось, что показанный ролик с трупом – это видео 2012 года, снятое во время проведения контртеррористической операции в Кабардино-Балкарии. Дмитрий Киселев после этого вынужден был признать, что «юные нимфы-монтажницы что-то неправильно взяли». Но случаи фальсификации продолжают множиться и по сей день...
Стоит отметить, что Россия – не первая страна, применяющая пропаганду для разжигания вражды. В 1994 году, 20 лет назад, в Руанде за 100 дней было убито около миллиона человек. Два народа, хуту и тутси, испокон веку жившие вместе, и этнически довольно близкие – как русские и украинцы – оказались втянуты пропагандой СМИ в братоубийственную гражданскую войну и массовые убийства, благодаря журналистам, старательно разжигавшим ненависть. Считается доказанным тот факт, что масштаб геноцида стал возможен благодаря вещанию «Радио и телевидения тысячи холмов» и изданию таких газет, как «Кангура». Журналисты предстали перед судом по обвинению в преступлениях против человечности. Радиоведущий Жорж Руджу в 2000 году был приговорён к 12 годам тюрьмы за подстрекательство к массовым убийствам. Основатель и директор радио Фердинанд Нахимана был арестован и осуждён на пожизненное заключение. Редактор газеты «Кангура» Хассан Нгезе также был приговорён к пожизненному заключению. Об этом нужно помнить пропагандистам, сидящим за тысячи километров от линии фронта и считающим себя неуязвимыми.
Как же бороться с пропагандой? Главное – критически воспринимать любую информацию. Когда вам показывают какое-то происшествие и безапелляционно называют кого-то виноватым, при этом не давая возможности высказаться противоположной стороне, знайте – перед вами пропаганда. Ищите альтернативные источники информации, чтобы узнать другую точку зрения. Сопоставив две противоположные версии одного и того же события, уже легче разобраться, где правда, а где ложь. Понятно, что в телевизоре вы вряд ли найдете объективное мнение, но у нас пока остается интернет и некоторые бумажные СМИ.
Приближаются очередные выборы и наши власти поставят пропагандистам новую боевую задачу: рассказать народу о великих свершениях и светлом будущем, которое наступит, если вы опять проголосуете за тех же людей. Но нам следует оценивать деятельность правительства не по их красочным выступлениям в СМИ, а по реальным делам.
О. Шын