К нам приехал барин...
Самым значительным событием Тувы за последнее время был краткосрочный визит в Кызыл 9 февраля нашего земляка министра обороны Сергея Шойгу. Впрочем, его визиты на родину – всегда событие для нашего местного чиновничества. Связано это не только с тем, что премьер Тувы – ставленник Шойгу. Но и с тем, что срок пребывания Кара-оола во власти зависит исключительно от желания Шойгу тянуть эту компрометирующую его лямку и далее.
Так уж случилось, что все важнейшие события тувинский бомонд рассматривает через отношение к ним нашего чиновного земляка, имеющего в Кремле крепкие позиции. К примеру, так было с проектом строительства железной дороги в Туву.
Проект двигался к своему старту ни шатко, ни валко. Для всех благоразумных людей было очевидно, что кому-кому, а авантюристу Байсарову, имеющему за плечами строительное образование в виде первого курса с отчислением в армию, такое строительство не потянуть даже при наличии денег. Но и шальных 150 млрд., которые можно было бы выбросить на ветер, у государства тоже никогда не было. А тут грянули санкции, падение цен на нефть, общий кризис российской экономики, и заявления чиновников самого разного ранга о том, что «проект строительства дороги прошёл точку не возврата», оказались просто словами. В такой ситуации у Байсарова и Кара-оола осталась одна лазейка для получения дармовых бюджетных денег – содействие Шойгу. В очередной его приезд на родину им удалось заручиться его поддержкой, и он рискнул своей репутацией, заявив на заседании правительства РФ о перспективности выхода российского бизнеса на рынки Китая, Индии и Пакистана, для чего нужна железная дорога в Туву. Однако лоббирование проекта даже такой солидной фигурой ни на кого из тех, кто уполномочен решать этот вопрос, не произвело никакого впечатления. После этого Шойгу в Туву уже не тянуло... И Байсаров с Кара-оолом его перестали ждать. Сейчас чеченец решил испытать себя в другом бизнесе и обратился к Путину с новым проектом, уже не связанным с Тувой – он изъявил желание принять участие в создании интернет-магазина для продажи российских товаров за рубежом.
Так что Шойгу на этот раз тувинские чиновники и «талантливые бизнесмены» при них ждали по другому поводу.
Конечно, всех интересует, будет ли Шойгу финансировать стройки Минобороны в Туве и, вообще, как он относится к тому, что добрую часть финансирования из военного бюджета строек в Туве разворовали и ни военкомат, ни комплекс горно-стрелковой дивизии даже на 30% не построены. Зато на эти деньги кто-то уже умудрился купить курорт «Чедер» и джипы. А также хорошие суммы положить в карман наличными. Ни для кого не секрет, что все эти коррупционные скандалы министру обороны на его родине не нужны, поскольку изрядно пачкают честь его мундира и репутацию честного чиновника. При этом имеется понимание того, что без высокого соизволения вряд ли какой-нибудь Лёня мог бы так безбоязненно воровать на стройках Минобороны. Судя по заявлению Шойгу после осмотра строек, он разочарован темпами и качеством военного строительства, однако по части расхищения бюджетных средств ничего сказано не было. И даже, похоже, на этот раз он к лицу премьера кулака не прикладывал. Наоборот, было сказано, что финансирование будет восстановлено, правда, под жёсткий график строительства. Такой оборот дела, наверное, устроил все заинтересованные стороны, так что практика приобретения недвижимости на деньги военного бюджета, скорее всего, в Туве будет продолжена.
Но, вероятно, не финансово-криминальная тема была основной перед посещением Шойгу малой родины.
Про то, что сейчас творится в республике, сказано-пересказано немало. Неудачи в экономике, криминальные разборки в строительстве, натянутые отношения премьера с правоохранителями и чекистами, обострение социальных проблем, бунт ветеранов как лакмусовая бумажка состояния общества – вот далеко не полный перечень проблем, к которым привело девятилетнее правление Кара-оола. И он намерен решить их одним махом, получив разрешение Кремля идти на досрочные выборы в сентябре 2016 года одновременно с выборами депутатов Государственной Думы России.
Как известно, в прошлом году Кара-оол тоже намеревался проскочить на выборах, но Кремль разрешения не дал. Сейчас обстановка ещё более критична, бюджет республики снова «усох» почти на миллиард и впереди новое «обрезание» бюджета. Растиражированное мнение о лоббистских возможностях Кара-оола оказалось весьма преувеличенным. В «сухом остатке» у власти один негатив. Денег в республике всё меньше и меньше. Инвестиционный климат – ниже плинтуса. Доверия населения нет. Остаётся только «нарисовать» результат доверия избирателей под 100%, чтобы на этой волне продержаться ещё 2-3 года.
Помнится, бывший президент Тувы находился у власти 16 лет. Но даже после такого длительного правления, к тому же в самые сложные для республики времена, он не имел такого антирейтинга, какой сейчас имеет Кара-оол. Пока в стране хватало нефтедолларов, Путин смотрел на такие недостатки губернаторов сквозь пальцы. Сейчас же, в условиях жесточайшего кризиса, федеральной власти нужны в регионах люди, способные поддержать Центр. А для этого, как минимум, требуется положительный имидж руководителя, отсутствие у него явных криминальных связей и наличие хоть каких-то реальных позитивных подвижек в экономике, позволяющих смело смотреть в перспективу. А у нашего премьера, кроме поддержки Шойгу, никаких достоинств нет. И не предвидится. Потому главное ожидание 9 февраля во время китайского Нового года состояло в том, скажет ли Сергей Кужугетович золотые слова о том, что он поддержит Шолбана Валерьевича на досрочных выборах в 2016 году, или нет. Чуда не случилось и на этот раз. Шойгу уклонился от явной поддержки своего обанкротившегося протеже и заявил, что «о выборах думать рано» и предложил ему заниматься в республике стройками «более предметно».
Конечно, это ещё не окончательный отказ в поддержке сегодняшней прогнившей власти в Туве. До этого Шойгу, похоже, ещё не созрел. Или он по-прежнему полагает, что так прислуживать ему, как наш премьер, никто не в состоянии.
Но оппоненты Кара-оола не теряют времени даром, в связи с чем отношение к нему в Кремле всё хуже и хуже. Можно бесконечно заниматься рейтингами. Можно даже в них верить. Но сегодняшняя Россия такова, что негативные публикации о губернаторах в центральных СМИ не появляются на ровном месте. Они наглядно демонстрируют, что имеется иной центр общественного влияния, не подконтрольный местной власти. И его возникновение – не случайно. У нашего земляка достаточно возможностей изучать общественное мнение в Туве. Он пользуется информацией о Кара-ооле, собранной ФСБ. Ему, наверное, трудно отказаться от привычки иметь на родине человечка, который будет преданно смотреть в рот и исполнять любое поручение, а также спокойно сносить публичные побои. Но вряд ли ему составляет удовольствие постоянно прикрывать его «шалости» и нести перед Путиным ответственность за состояние дел в Туве.
Наверное, Шойгу понимает, что, пока он министр обороны, его в Туве будет слушать не только Кара-оол. Но, наверное, опытному интригану понятно, что, когда он вдруг утратит свои позиции в Кремле, для Кара-оола он тут же станет простым человечком, не достойным его внимания. Именно этим и чревата чиновничья преданность. Тем она и отличается от собачьей.
Трудно сказать, какие ассоциации возникают в голове Шойгу при виде своего протеже. Но в любом случае наверняка для Сергея Кужугетовича свой имидж среди тувинцев дороже судьбы отдельно взятого жулика или бандита. Наверное, поэтому Шойгу так лаконично и отозвался о своём видении будущего Кара-оола.
Что ж, поживём – увидим.
Кондрат Пчёлкин