Восемь лет в ожидании инвестиций |
Кто мешает нам жить и работать?
Все хорошо помнят, с чего начинал своё правление Тувой Шолбан Валерьевич Кара-оол. С подачи и при поддержке нашего знаменитого земляка Шойгу новоиспечённый премьер пообещал создать в республике благоприятный инвестиционный климат, на который, как на приманку, сбегутся олигархи, из которых он создаст консорциум. А этот консорциум под руководством Кара-оола займётся преображением республики, которая, в свою очередь, за 5-6 лет из глубоко дотационного, одного из самых отсталых региона Российской Федерации превратится в самодостаточный с профицитным бюджетом.
В рамках реализации этой программы Кара-оол обещал за четыре года решить проблему дефицита электроэнергии в республике, нарастить добычу угля на Элегестинском месторождении коксующихся углей до 12 млн. тонн, построить железную дорогу «Курагино-Кызыл» и теплоэлектростанцию, которая будет работать на углях Каа-Хемского угольного разреза. Также он обещал развить туризм в республике, для чего построить сеть шикарных гостиниц и международный аэропорт. Пообещал возродить лесопереработку. А животноводство и переработку мяса развить до такой степени, что можно будет поставлять экологически чистое мясо в Москву и Московскую область. Кара-оол обещал создать вокруг столицы республики агропояс, обеспечить Туву своими курами, яйцами, водкой, овощами и кондитерскими изделиями. Ещё он собирался наладить производство дирижаблей, на которых можно было очень дёшево перевозить грузы из Тувы и в Туву.
Конечно, здравому человеку было очевидно, что все сказки про скорое процветание республики были обычным способом получения дешёвой популярности. Однако покровительство федерального министра и лидера правящей партии Сергея Шойгу, а также вовлечённость в тувинские проекты влиятельных сенаторов Пугачёва и Нарусовой делали обещания и планы Шолбана Кара-оола не такими уж маниловскими. Да к тому же всем очень хотелось верить в это самое светлое будущее Тувы.
Скоро всем этим обещаниям исполнится девять лет. О том, что случилось и чего так и не произошло за это время, можно судить по выступлению премьера Тувы Шолбана Кара-оола 18 ноября 2015 года в рамках заседания Экономического совета при Правительстве Тувы на тему «Как сделать Туву привлекательной для инвесторов?». Даже судя по названию, совершенно очевидно, что за девять лет справиться с этой задачкой правительству Тувы при активной поддержке нашего земляка Сергея Шойгу так и не удалось.
Наверное, нет смысла повторять про провал с возрождением птицеводческого хозяйства, строительством водочной линии и кондитерской фабрики, реконструкцией тепличного хозяйства. Все эти планы реализовались в виде тотального воровства многомиллионных бюджетных средств роднёй и друзьями премьера, и, в конечном итоге, привели к банкротству предприятий, управляемых правительством. Ситуация в этой части реализации грандиозных планов Кара-оола такова, что уже как минимум два года ни правительство Тувы, ни подконтрольные ему СМИ об этих предприятиях ничего не сообщают. По очень простой причине – идёт тихое растаскивание того, что осталось от бывших грандиозных планов. Но Бог с ними, местными огурцами, яйцами, куриными тушками, водкой и прочим. Хотя народные деньги, конечно, жаль. Но и в остальном из планов Кара-оола НЕ ОСУЩЕСТВИЛОСЬ ровным счётом НИ-ЧЕ-ГО.
Начать, наверное, нужно не с конкретных товаров и услуг, которыми наш смелый на обещания премьер кормил нас все эти восемь с лишним лет. Начать, наверное, нужно с этого самого злополучного инвестиционного климата. Честно сказать, хорошим он в Туве никогда не был. Но и с приходом во власть Кара-оола в лучшую сторону ничего не произошло. В этом смысле показательным является несостоявшийся проект создания некоего консорциума из олигархов, который по замыслу Шойгу и Кара-оола должен был перевернуть застойную нищенскую жизнь в республике и обеспечить стремительное поступательное развитие экономике региона.
Из кого Шойгу и Кара-оол собирались сколачивать этот самый КОНСОРЦИУМ, доподлинно неизвестно. Знаем только, что не скупился на обещания олигарх Дерипаска, по слухам исполняющий обязанности кошелька Шойгу. Но так уж случилось, что в эту команду Шойгу – Кара-оола – Дерипаски никто так и не вошёл. Более того, и сам Дерипаска, по дешёвке прихватив «Каа-Хемский угольный разрез», как-то быстро сдулся. Хотя для создания ему условий Шойгу и Кара-оолу пришлось лишить сенаторских полномочий и выставить из Тувы Сергея Пугачёва и Людмилу Нарусову. И на смену им призвать в республику чеченского авантюриста Байсарова. С его приходом мы ощутили всплеск новых обещаний.
Байсаров и Кара-оол, не моргнув глазом, пообещали не только срочно построить железную дорогу в Туву и поднять до небывалых высот добычу угля на Элегестинском месторождении, но и обеспечить строительство ТЭС-2 в Кызыле и порта в Ванино. К сожалению, дело закончилось банкротством не только «Енисейской Промышленной компании», которую у Пугачёва как бы купил чеченский «бизнесмен», но и генерального подрядчика строительства железной дороги «Курагино-Кызыл» – предприятия «Мостовик». Он даже умудрился свернуть добычу угля в Элегесте.
Как очень быстро выяснилось, у Байсарова своих денег никогда не было и нет. Более того, нет необходимого доверия у банков, в связи с чем он строить может только на бюджетные деньги или под гарантию государства. Но Путин на беду консорциума «Шойгу-Кара-оол-Байсаров» в вопросе финансирования тувинских проектов оказался на редкость прижимистым. И не то, что денег из Фонда Национального Благосостояния – даже правительственной гарантии на получения кредита так и не дал, хотя в своё время и забил золотой костыль в будущую железную дорогу. Оказалось, что забил он на этот проект не только костыль... Так что говорить о перспективах строительства электростанции в Туве или тем более – порта в Ванино вообще не имеет смысла.
Что же до строительства дирижаблей и придания аэропорту г.Кызыла статуса международного, то в этой части история вообще получилась печальная. Ладно, дирижабли – жила республика и без них. Кара-оолу удалось в целом довести до ручки предприятие «Тува-Авиа», которое после выполнения мудрых указаний тувинского вождя тут же лишилось лицензии... Затем мудрец по дешёвке продал подаренный республике президентом России Ельциным относительно новый среднемагистральный самолёт ЯК-42 и за счёт тощего дотационного бюджета республики зачем-то приобрёл у мошенников два швейцарских «кукурузника» Pilatus РС-12, которые уже несколько лет гниют без толку в ангарах кызылского аэропорта.
Была ещё попытка наладить в Туве производство ГСМ из угля. Кара-оол на сей счёт даже выпустил соответствующее Постановление правительства. Правда, на этом фантазии нашего мечтателя и закончились. В этом плане показательным является фактическое прекращение деятельности Голевской Горнорудной компании бизнесмена Прохорова, с которым у Кара-оола по известным всем причинам не складываются отношения...
В связи с этим интересно, о чём мечтает Кара-оол спустя восемь с лишним лет. И сравнить его мечты с обещаниями 2007 года. Как вы понимаете, ничего о провалах, описанных выше, он не помянул.
Наверное, учитывая выше сказанное, вполне объяснимо, что Кара-оол в своём «ярком выступлении» сделал упор не на свершениях, а на трудностях, с которым республика столкнулась. Пресекая любые инсинуации на глупость и бессмысленность действий возглавляемого им правительства, Шолбан Валерьевич с порога заявил: «За последние восемь лет правительство республики приложило максимум усилий для создания благоприятного инвестиционного климата». Однако результатами похвастаться нельзя, поскольку «мы уже больше года живём в условиях санкционного давления». Видимо, это должно объяснить, почему не сбылись его обещания восьмилетней давности. Как довёл до сведения присутствующих премьер, «современный мир и экономические условия жизни меняются всё стремительнее». Поэтому он советует (видимо, себе) «научиться быть конкурентоспособными в борьбе за инвестиции». Из чего можно понять, что до санкций подобных мыслей у него не возникало.
Следует отметить, что Кара-оол постарался не отнимать у нас надежду на светлое будущее республики и сообщил: «мы продолжаем настойчиво заниматься активным поиском инвесторов».
Единственным реальным достижение правительства Тувы в реализации намеченного можно с некоторой натяжкой считать «перенаправление федеральной трассы М-54 «Енисей» на пункт пропуска Хандагайты – Боршоо». Почему «с натяжкой»? По двум причинам. Во-первых, это «перенаправление» никаких дорог республике не добавляет. Просто раньше воровали деньги, предназначенные на содержание этих дорог, из республиканского бюджета. А теперь украдут деньги из федерального. Так что населению от этого ни холодно, ни жарко. А с другой стороны, вследствие решения федеральных властей введён дополнительный дорожный налог для большегрузных автомобилей, который сейчас составляет 1,5 рубля на тонно/километр, а затем будет увеличен до 3 рублей. В связи с этим следует отметить, что этот дополнительный налог распространяется исключительно на провоз грузов по федеральным дорогам и не распространяется на другие дороги. Вот и выходит: если бы Кара-оол не передавал автомобильную дорогу из республиканского подчинения в федеральное, при проезде по ней водителям дополнительного налога платить бы не пришлось. А теперь будут платить. Соответственно, это увеличит затраты и скажется на ценах товаров и услуг в Шагонаре, Чадане и Ак-Довураке. А теперь скажите, во благо Кара-оол перевёл дорогу, или на беду? И как после этого оценивать работу возглавляемого им правительства?
Впрочем, имеются и косвенные оценки деятельности команды Кара-оола. К примеру, сам премьер вынужден был признать, что «результаты рейтинга по нашей республике неоднозначные. ...большая их часть были оценены представителями бизнес-сообщества как неудовлетворительные». И что это, как не оценка состояния инвестиционного климата в республике?
А если незамутнённым взглядом посмотреть на отношения тувинских властей и бизнеса, то можно прийти к выводу, что они, мягко говоря, недальновидные. К тому же, скорее всего, имеют криминальный характер. К примеру, невзирая на унизительную дотационность тувинского бюджета, правительство Тувы умудрилось освободить от местных налогов ведущие компании – ООО «Лунсин» и ООО «Межегейуголь». Китайцы не внесут в 2016 году в наш бюджет 38 млн. рублей, а олигарх Абрамович – 125 млн. рублей. С учётом того, что наш премьер обладает даром ничего не делать даром, можно предположить, какая часть этих льгот может попасть в его карман...
Да, Кара-оол доложил собравшимся о мерах, которые предпринимает правительство Тувы для оживления пришедшей в упадок экономики республики. Но вряд ли кого воодушевят такие, как «создание Союза дизайнеров и портных Республики Тыва из 35 членов» и «создание швейного предприятия на базе здания кондитерской фабрики». Ни для кого не секрет, что в Кызыле была настоящая швейная фабрика, с оборудованием и швеями. Правительство разорило фабрику и по дешёвке продало здание Дамба-Хуураку, который теперь сдаёт помещения в аренду банку. А теперь власти, разорившие несостоявшуюся Кондитерскую фабрику, намерены там возрождать швейное производство. На жульничество с птицефабрикой не очень похоже?
Точно такая же ситуация с деревообработкой. Сначала разорили ЛДК и Мебельную фабрику, теперь хотят за бюджетный счёт что-то создать подобное. Аналогично и с возобновлением работы комбината «Туваасбест» в Ак-Довураке. Какие-то жулики из Санкт-Петербурга (компания AlbaCapital) за бесценок выкупили у банкрота ООО ПК «Энкор» дочернее предприятие «ООО «Сибирские минералы» и якобы «намерены возобновить производство асбеста и довести объём его добычи до 2 тысяч тонн в месяц». На первый взгляд, скорее всего, это точно такие же жулики, как их предшественники. И никаким асбестом там как не пахло, так и не будет пахнуть. А правительство Тувы уже отчиталось...
Как ни крути, а ситуация создалась неординарная. Наш замечательный земляк Шойгу навязал нам весьма перспективного молодого предприимчивого государственного деятеля Шолбана Кара-оола. С федеральной помощью Кара-оол полностью искоренил в Туве любую оппозиционную деятельность, полностью подчинил себе местные парламент, МВД, ФСБ, Следствие и Наркоконтроль, с его слов пользуется неограниченным доверием правительства России, Президента страны. Все его планы поддерживаются лично Президентом Путиным, а гарантом его лояльности перед высшим руководством страны является сам министр обороны Шойгу. Кара-оол никогда ни слова не говорил о том, чтобы ему кто-то в Москве мешал воплощать задуманное в жизнь. Федеральные министры, прибывая в Туву, непременно отмечают его деловые качества, а относительно его экономических проектов высказываются в духе, что «точка невозврата в их реализации пройдена». А депутат ГД Лариса Шойгу каждый год выбивает дополнительные средства для бюджета республики. Кара-оолу прощаются все огрехи, за которые другого давно выгнали взашей и посадили бы. Чего стоит только ставшая возможной из-за безалаберности правительства гуманитарная катастрофа с аварией на Хову-Аксынской ТЭЦ. Казалось бы, в таких тепличных условиях даже у самого слабого губернатора должны были появиться хоть какие-нибудь успехи. Должны были. Только за восемь лет так и не появились. А виноваты во всём теперь «условия санкционного давления».
Так кто же всё-таки виновен в том, что за восемь лет Тува так и не продвинулась по части экономического развития и не создала приличный «инвестиционный климат»? Я думаю – Шойгу. Кара-оол не с неба свалился. Ещё до того, как Шойгу пролоббировал его назначение Главой республики, он возглавлял парламент Тувы, числился в должности первого заместителя председателя правительства. О том, что он бесполезный работник, знали многие. А Шойгу мог спросить об этом Шериг-оола Ооржака, который Кара-оолу, зная его деловые качества, никогда серьёзных дел не поручал. И, тем не менее, Шойгу «продавил» назначение Кара-оола, хотя были и более толковые кандидатуры.
Так что после этого Шойгу должен был либо сам впрячься в решение тувинских проблем, либо отправить в Туву заместителем Кара-оола своего замечательного помощника Цаликова, чтобы тот за Шолбана работал. Но Шойгу не сделал ни того, ни другого. Именно поэтому, спустя восемь лет, Шолбан Кара-оол и задался своим риторическим вопросом: «Как сделать Туву привлекательной для инвесторов?». А ответ простой: поменять Кара-оола на более толкового руководителя.
Мы ещё вернёмся к этой теме.
Кондрат Пчёлкин