В погоне за высоким соизволением...
Так уж сложилось, что последние 10-15 лет губернаторы, особенно те, что не могут похвастаться своими успехами, в России в основном занимались тем, что судорожно цеплялись за власть. А уж тувинский в этом плане – совсем не исключение. И таких понять можно: в России традиционно утрата властных полномочий была чревата последующим почти неминуемым уголовным преследованием. Да и не только самого бывшего губернатора и членов его семьи: «под раздачу» запросто могут попасть люди не только его ближнего окружения, но и дальнего – тоже.
Что же до нашего главного Шолбана, то правоохранительные органы занялись его ближним окружением, не дожидаясь конца полномочий. По крайней мере, Уюсов, Кок, Доржу, Якушев, Богусов, Сат, Дугур-Сюрюн, Монгуш, Илкин, Свинцов и др. не скрывают, что к ним правоохранительный интерес проявляется исключительно из соображений особой близости к Кара-оолу. Судя по тому, что многие из них на свободе, можно сделать достаточно обоснованный вывод о том, что за Кара-оола лямку тянуть они точно не собираются. При этом все понимают, у кого на самом деле осела львиная часть наворованного...
18 февраля в жизни главного чиновника республики произошли какие-то серьёзные изменения, о которых он выложил восторженную информацию в ВКонтакте. Его челядь тут же распространила «достоверную информацию» о том, что он через скульптора Намдакова, прилично заработавшего на 100-летии колонизации Тувы, и пресс-секретаря президента Пескова за деньги договорился о встрече с самим Путиным. Более того, клерки утверждали, что встреча эта уже состоялась то ли в кремлёвском туалете, то ли в прихожей кремлёвской столовой. При этом Кара-оолом якобы была реализована возможность договориться с Путиным о своём третьем сроке премьерства. В связи с чем тувинским чиновникам осталось только дождаться соответствующего Указа Президента о досрочном сложении полномочий Кара-оолом и разрешения в сентябре текущего года пойти на выборы. Что же до выборов, то циркулировали упорные и «достоверные» слухи о том, что якобы Кара-оол договорился с известным в Туве криминальным авторитетом М.Романом о том, что тот выдвинется в кандидаты одновременно с Кара-оолом и обеспечит последнему триумфальную победу на выборах.
Однако «тайная» встреча тувинского премьера с российским президентом, судя по всему, так и осталась досужим домыслом, хотя чиновники Белого Дома утверждали, что Путин и Кара-оол общались 1 минуту 4 секунды, в ходе чего тувинскому премьеру удалось «всё утрясти». По крайней мере, Кара-оол после этого вместо возвращения на родину резко «заболел» и даже лёг в Москве в спецбольничку. Однако вскоре он точно также «выздоровел» и вернулся домой.
Но на этом неожиданности не закончились. В понедельник, 29 февраля, его не было на работе, а его помощники распространили слух, что он снова «приболел» и был транспортирован в Новосибирск с диагнозом «гипертонический криз» и «жестокий приступ сахарного диабета». Конспирология закончилась, когда Путин наконец-то действительно принял Кара-оола 3 марта в своей резиденции. Правда, вопросов меньше не стало.
Судя по тому сюжету, что был показан по центральным телеканалам и отчёту на сайте Кремля, встреча российского президента и тувинского премьера, которая готовилась пять лет, оказалась бессодержательной и безрезультативной. «Глава Республики Тыва информировал Президента о социально-экономической ситуации в регионе», сообщив, что «благодаря поддержке» президента России, в Туве «есть определённые положительные тенденции» и даже якобы в республике «появилась возможность увеличить инвестиционную привлекательность», однако в целом радоваться нечему – «реальные доходы населения по сравнению с 2014 годом, конечно, упали».
Думается, в этом плане примечательна оговорка тувинского премьера «конечно, упали». Остаётся только догадываться, почему «конечно»: то ли благодаря активности тувинских властей, то ли нужно за всё сказать «спасибо» самому Путину.
Кара-оол сообщил Главе государства о каком-то мифическом росте «индекса промышленного производства на 108%», хотя ни для кого не секрет, что в Туве, благодаря усилиям местных властей, полностью разрушены все промышленные предприятия и этот индекс поддерживается исключительно добычей золота. Помянул он и о трёх годах реализации глупейшего проекта «один продукт в одной деревне», а также о том, что собирается раздать неимущим, у которых нет даже подворий, «370 стельных коров» и «200 овечек», чем сразу решит проблему занятости и отсталости сельского хозяйства.
Ещё Кара-оол похвалился, что в Туве «впервые в постсоветское время было добыто более 1 миллиона тонн» коксующегося угля, забыв при этом сообщить, что если ранее «более 1 миллиона тонн» добывал один разрез «Каа-Хемский», то теперь чуть меньше добывают три угольных предприятия. Только одно Элегестинское месторождение, принадлежащее проходимцу Байсарову, обещало к этому времени добывать аж 12 млн. тонн коксующегося угля в год...
Видимо, осознавая, что ему хвалиться перед Путиным особо нечем, Кара-оол, слегка заикаясь, признался, что «мы чуть-чуть запоздали» в реализации инвестиционных проектов. Судя по всему, это «чуть-чуть» соответствует 5-7 годам... Если учесть, что подходит к концу девятый год его премьерства, то выходит, что эффективность его руководства находится на уровне 15-20%. Прямо скажем, не густо.
Слава Богу, что Кара-оол не пошёл дальше. И не признался Путину, что, «благодаря поддержке» федерального центра и усилиям тувинских властей, Тува в последние пять лет прочно обосновалась на первых строчках в России по таким показателям, как уровень безработицы и преступности, заболеваемости туберкулёзом и сифилисом, численности чиновников от общей массы трудоустроенного населения, коррупции и теневой экономики, а также – поддержки «Единой России» на псевдо-выборах. При этом Тува находится на последнем месте в России в рейтинге уровня жизни населения, который в прошлом году пробил очередное дно.
Видимо, поэтому репортаж о встрече Кара-оола и Путина заканчивается неопределёнными словами последнего: «давайте сейчас посмотрим повнимательнее». Судя по всему, «внимательное» ознакомление с реальным положением в Туве дало такой эффект, что Администрация Президента России решила на публике его резонанс не демонстрировать. А потому репортаж оказался сильно кастрированным. Такое впечатление, что Глава государства от «повнимательного просмотра» ситуации в Туве упал в обморок. Или разразился в адрес Кара-оола такой руганью, которую транслировать по телевизору запрещено по соображениям морали. Все же понимают, что Путин, как выходец из КГБ СССР, верит не докладам проворовавшихся губернаторов, а сводкам ФСБ. А какие сводки о деятельности Шолбана Кара-оола наше УФСБ отправляет «наверх», можно только догадываться. Однако, судя по тем отношениям, что сложились между чекистами и чиновниками местного правительства, думать, что в этих сводках содержится похвальба Кара-оолу, не приходится. А если учесть, что в результате оперативных разработок спецслужб добрая половина окружения Кара-оола сейчас находится под следствием по строительным и землеустроительным делам, и следователи, не стесняясь, просят подследственных дать показания на Главу, то можно предположить, какого содержания справка легла на стол президента перед его встречей с Кара-оолом...
Многие отметили неподготовленность Кара-оола к серьёзному разговору с президентом. И тому есть причина. Просто он просил организовать ему встречу с Путиным не для того, чтобы решать проблемы республики, а лишь в надежде выпросить разрешение досрочно сложить полномочия и организовать триумфальную победу на выборах осенью 2016 года. Не случилось...
Впрочем, в этой истории никакой особой интриги и не было вовсе. Не только те, кто имеет канал связи с Москвой, но даже те, кто просто умеет анализировать и сопоставлять, знали с большой долей уверенности, что Путин не даст Кара-оолу «зелёный свет» на третий срок. И дело не только в том, что Шойгу, недавно побывав в Туве, на вопрос о третьем сроке отрезал в том духе, что не о выборах надо думать, а о деле... Правда, как говорят присутствовавшие на банкете люди, после этого он Кара-оола по морде вроде как не бил. Но эффект всё равно был отрицательный. Дело, скорее всего, в отрицательных результатах деятельности Кара-оола на посту премьера и общей ситуации в стране перед выборами в Госдуму. Сейчас ни для кого не секрет, что несистемная оппозиция в России готовится к тому, чтобы доказать международному сообществу отсутствие в стране демократических свобод, независимого суда и честных выборов. Для этого они намерены использовать недопуск их кандидатов до выборов и массовые нарушения выборного законодательства, в том числе использование партией власти административного ресурса, помехи в проведении агитации, махинации и подтасовки итогов голосования и пр. В связи с этим Путин ставит задачу проведения таких выборов, чтобы оснований для признания мировым сообществом избрание Госдумы РФ нелегитимным госорганом и введения новых санкций не было. Поэтому дана общая установка не совмещать местные выборы с думскими, чтобы региональным князькам было несподручно влазить в них для обеспечения себе привилегий на выборах. Особенно таким, как Кара-оол, у которых на честных выборах шансы победить будут только в мечтах. И «первой ласточкой» таких намерений стало решение удалить «волшебника Чурова» из ЦИКа РФ и его замена на вызывающую доверие в стране и за рубежом Эллу Панфилову.
Однако нужно знать об уровне коррупции в стране, чтобы предположить, что не только такие основания привели к тому, что Путин ударил по рукам Кара-оола. Если бы Шойгу захотел, ему было бы при всей непростой ситуации в стране несложно уговорить Путина разрешить Кара-оолу досрочно сложить полномочия и нарисовать себе нужный результат на выборах. Но он на это почему-то не пошёл... Так что разговоры о том, что Кара-оол, проведя выборы в сентябре, по итогам которых сестра Шойгу обретёт депутатские полномочия, получит от Шойгу новое назначение и покинет республику, не лишены смысла.
Для Шойгу сейчас важно, чтобы его сестра Лариса проскочила в Думу. Хотя, положа руку на сердце, следует признать, что толку республике от такого депутата – «с гулькин нос». Представляет она нас с 2007 года, но ни одного мало-мальски серьёзного вопроса пока не решила. Да, наверное, и не пыталась. Поскольку, скорее всего, для неё статус – самоцель. Однако даже с фамилией брата и при поддержке партии, именуемой часто партией жуликов и воров, победить на выборах в Туве ей будет непросто. Непубличный человек, она так и не научилась разговаривать с людьми. К тому же отпечаток долгого нахождения в психушке у неё никак не выветривается... Сейчас, перед выборами, общественная активность населения республики резко возросла. Типичный пример – создание неподконтрольного властям ветеранского общества. Кара-оол по определению будет агитировать за Ларису. Но отторжение его большой частью тувинского общества может привести к тому, что в отместку за Кара-оола избиратели будут голосовать против сестры Шойгу. А в такой ситуации при действенном общественном контроле за выборами может произойти что угодно.
И что в «сухом остатке»? Наверное, до осени никаких встрясок в органах власти республики, кроме посадок заворовавшихся чиновников, ожидать не приходится. Кадровые решения будут приниматься по итогам выборов. Если Кара-оолу удастся нарисовать приличный результат за «Единую Россию» и Шойгу, то у него ещё останется шанс выпросить третий срок. Если нет – судьба его предрешена. Так что в конечном итоге судьба населения Тувы в его руках. Если неравнодушных людей станет больше, появится реальная возможность побороться за светлое будущее республики. Если нет – чиновники и присосавшиеся к казне «талантливые предприниматели» будут продолжать грабить бюджет, а регион будет и далее деградировать, снижая жизненный уровень граждан.
Я ещё вернусь к этой теме. До встречи.
Кондрат Пчёлкин