Наказ властям: Надо меньше воровать
Ещё до крымского аншлюса президент Путин сделал заявление о намерении навести порядок с компаниями, зарегистрированными в оффшорах. С тех пор про налоговые тихие гавани больше никто не поминал. И вдруг – новая реальность! Кто-то скоммуниздил 12 миллионов документов из панамского оффшора. Там много чего интересного. Нас в первую очередь коснулись сведения о друзьях Путина, которые там прячут деньги. И вдруг выяснилось, что даже сам Путин ничего зазорного в том, что кто-то скрывает свои активы в Панамском оффшоре, не видит. Мол, все знают, что у нас собственность никак не защищена, суды необъективны, кругом коррупция и бандитизм... Вот честной народ и кинулся прятать свою собственность по заграницам... В том числе и друг детства Путина музыкант Ролдугин.
А действительно: это хорошо или плохо, что наши граждане прячут свои денежки по оффшорам? В конце концов, они же вроде как не воры – просто боятся властей, и всё.
Чтобы понять, возьмём один очень близкий нам пример – Каа-Хемский угольный разрез. Первое, что сделал Кара-оол, получив из рук Шойгу власть, это пристроил бывшее государственное предприятие в частные оффшорные руки. Кто-то считает, что настоящим хозяином является наш замечательный земляк Шойгу, кто-то уверен, что это сам Кара-оол, а публично заявляется, что хозяином является Дерипаска. Правда, сам он этого ни разу не подтвердил. На предприятии знающие люди полагают, что настоящим (основным) хозяином разреза является, скорее всего, Сергей Шойгу. Но любые поиски владельца разреза упираются в кипрскую компанию «Вукелич Лимитед» и её представителей Христодулоса Хрисанту и Елени Константину Кириаку. А все эти «дивизионы Дерипаски», «Востсибуголь» – лишь дымовая завеса министра обороны.
При этом знающие люди отмечают, что после приватизации разреза пошли в гору имущественные дела премьера Тувы Кара-оола. И чем круче назначаются цены на каа-хемский уголь, тем шире становится физиономия премьера и толще – карманы. За время караооловского правления отпускная цена на уголь «подросла» с 630 рублей за тонну до 3000 рублей. Такой цены больше нет ни в одном сибирском регионе. За это время в главной семье региона закончилось строительство коттеджа на Серебрянке, «завелись» две АЗС в Кызыле, полным ходом в Кызыле строится гостиница на пересечении улиц Щетинкина-Кравченко и Интернациональная, а недавно мы узнали, как дочь Главы республики чуть не купила за 120 млн. рублей семикомнатную квартиру в Москве. Да, не купила. Но не потому, что передумала или не хватило денег – просто нашлась другая дочь другого «честного чиновника» и купила эту квартиру за 130 млн. рублей. Мы спросили её – откуда у неё такие деньжищи, если сама она нигде не работает, а её папа уверяет, что он – не вор? Пока ждали ответа, вдруг просочилась другая новость – о приобретении женой честного чиновника салона красоты. По некоторым данным, та покупка оказалась покруче – на миллиард рублей. И откуда в законопослушной честной семье такие деньги, если не из оффшора?
Правда, если вы заглянете в декларацию Главы, вы не найдёте там даже упоминания об автозаправочных станциях на левом и правом берегах Енисея. Наверное, тоже числятся в оффшоре. После скандала с квартирой наш Глава срочно намылился за границу. Наверное, следы заметать. Однако вылететь не смог – кто-то его «убедительно отсоветовал». Наверное, из ФСБ, которая с недавних пор занялось близким кругом «друзей премьера», рассадив их кого в СИЗО, как Монгуша, кого под домашний арест, как Доржу и Якушева, а кого – под подписку о невыезде... Поговаривают, что «посадки» будут продолжены на этой неделе. Ждём новостей. Ожидается, что Лёня Доржу расскажет следователям под большим секретом, почему он бесплатно строит караоолам гостиницу и зачем на деньги станции переливания крови купил для них курорт «Чедер», а Якушев поделится, как он, сэкономив на строительстве жилья для сирот, бесплатно построил АЗС в природоохранной зоне, которая сейчас не числится за Кара-оолом...
Да, действительно, держать активы в оффшоре не возбраняется. Это, по крайней мере, пока преступлением не является. Если, конечно, эти активы заработаны честным трудом. Но когда чиновник, даже очень большой, при задекларированном доходе в 4 млн. рублей откуда-то берёт деньги на квартиру за 120 млн. или, того почище, на салон красоты за миллиард, а у него в декларации почему-то исчезают АЗС, поневоле начинаешь сомневаться в искренности его заявлений, что он не ворует, а на тех, кто распускает слухи о его московской недвижимости, он обещает подать в суд. Но почему-то «тянет резину» и не подаёт...
Да ладно бы республика процветала одновременно с премьером – так нет, с республикой такого почему-то не происходит. А, может, потому и не происходит, что семья премьера так разбогатела? Ну, помните – если где-то прибавилось, значит, где-то убавилось? Убавилось у нас, а где прибавилось – сами знаете. И чем больше будет цена на мешок угля, тем исправнее будет физиономия главного чиновника.
Так что оффшор – это, наверное, ничего. Ничего страшного. Только денежки туда текут наши. Наши с вами. И пока чекисты не повяжут всех друзей Кара-оола, ворующих из бюджета (как они порой поговаривают – для него), жить мы будем бедно. И историческая отсталость региона, позже всех вошедшего в СССР, тут ни при чём. Просто надо меньше воровать. Тогда не придётся просить строителей, чтобы они хоть из «говна» слепили дома для переселения граждан из ветхого и аварийного жилья.
Я ещё вернусь к этой теме.
Кондрат Пчёлкин