Пиар на позоре
Средства массовой информации с пеной во рту распиарились превеликой новостью. Оказывается, Глава республики совершил гражданский подвиг: помог отцу четверых детей, купив им кое-что из теплых вещей, может еще что-то. Поступок, конечно, из приятных и можно искренно порадоваться за многодетного отца. Но меня задело то, что правительственные СМИ из этого делают нескромный пиар своему начальнику.
Вообще-то, помощь ближнему тех, кто это может себе позволить, в нашей жизни не такой уж редкий случай. А для тувинца в старину, можно сказать, это было даже некой традицией. Известно, что Ажыкай-мерен – легендарный правитель оюнарского кожууна, имел из своего многотысячного стада, как сегодня можно было бы выразиться, фонд для беднейших аратов, т.е. он раздавал свой скот аратам, формально, чтобы содержали, а фактически давал им возможность сносно жить и растить детей. Так же действовал и мой предок Чингин-мерен – правитель из рода Улуг Тюлюш, репрессированный в «проклятых тридцатых», скорее всего, из-за этого менее известный исторический персонаж, чем Ажыкай. По семейным преданиям, он на ежегодных Наадымах, на феодальных посиделках, неизменно выигрывал спор у Ажыкая на тему: кто же в Туве самый богатый?
В новейшей истории эту традицию возобновил лет двадцать с лишним назад Арзылан моге Маадыр Монгуш, вручив свой приз – скакуна – многодетной матери из села Арыг-Бажи Улуг-Хемского кожууна. Вспомнил, что позже и я, в том же Арыг-Бажи, последовал примеру Маадыра, выиграв конкурс композиторов в честь Николая Чымбала, отдал свой приз – породистого козла – многодетному жителю села. Так же распорядился в Кара-Хааке с большим холодильником Начын-моге Отчугаш Тежит. Таких примеров можно сосчитать много, но, заметьте, никто из нас не задумывался делать из этого пиар.
По сути, этот пиар, инициированный то ли самим Кара-оолом, то ли подконтрольными ему СМИ, является позорным явлением нашей современной жизни. Ведь главная задача государственного деятеля, особенно такого уровня, как глава целой республики, заключается в том, чтобы не было людей, ждущих подачки от чиновника, чтобы власть, по возможности, уходила от ручного управления по всяким внештатным ситуациям. По большому счету, народу не нужно, чтобы Президент стал бы вместо олигарха Дерипаски выравнивать ситуацию в Пикалево, например, а Кара-оолу вместо департамента соцзащиты мэрии раздавать кому-то тёплые вещи. Всем ведь не раздашь.
Вместо этого я Кара-оолу мог бы посоветовать следующее. Говорят, он является одним из хозяев угольного разреза. Так вот, я предлагаю ему не мелочиться на всякие шмотки, а помочь народу кардинально: сделать отпускную цену на уголь Каа-Хемского разреза в одну тысячу рублей за тонну. Не больше, не меньше. В этом случае даже я, не задумываясь, пропиарю Кара-оола. Почему именно 1000 рэ? Мы тоже не лыком шиты, и посчитали себестоимость угля по всем параметрам, и пришли как раз к этой сумме. В эту сумму входит, в том числе, и прибыль предприятия, достаточная для того, чтобы сносно жилось его хозяевам, а также при определенной предприимчивости даже развиваться. Что выше этой суммы – это беззастенчивый грабёж населения, присваивание народных средств теми, кто жирует на Кипре, а также их хозяев. Что, слабо, Шолбан Валерьевич?
А заодно хочу предложить сделать такое другим хозяевам разреза, одного из которых та же молва причисляет небезызвестного Шойгу. И вот почему. Помните, в прошлом году у нас с помпой провели юбилей нашего звездного земляка? Среди дежурных мероприятий выделялся своей необычностью конкурс композиторов. И мне приспичило принять в этом участие и даже занять там призовое место. И какой же приз предусматривается композиторам на юбилей, ворочающего триллионными суммами героя? Вы не поверите. Мне вручили сертификат на три тысячи рублей (!) за третье место. За первое – пять, за второе место – четыре тысячи. Вот как оценивает творческий труд лицо, которое, судя по выпуску семитомника «Урянхай-Тыва», можно причислить как раз к творческому цеху.
На волне этой мысли я вначале хотел отправить эту сумму в Министерство обороны. Потом получение этой суммы как-то затянулось на месяцы, притом оказалось, что, скорее всего, Шойгу здесь вообще не при чем, почему-то сумму задерживал отдел культуры мэрии города. Но осадок все рано остается. Мне представляется, что человек, на свой юбилей позволяющий провести конкурс со смехотворным призовым фондом, навряд ли пойдет на снижение цен на уголь, в результате которого он может не получить пару-другую миллионов личной прибыли.
О том, как за бесценок, притом, скорее всего, незаконно прилипло к беззастенчивым жирным рукам народное предприятие, флагман тувинской промышленности и как от этого страдает народ, а также о том, как выйти в принципе из этой ситуации – это уже другой разговор.
Мы, члены Координационного Совета оппозиции, поддерживаем инициативу тех, кто выступает, в основном через сети Интернет, за демонстрацию гражданского волеизъявления, в том числе, и через организацию митингов «За дешевый уголь!». Но для того, чтобы эффективно противостоять власти, которая, использует разобщенность людей в своих интересах, надо объединяться. Мы приглашаем к себе активных людей, которых достала эта власть. Приходите к нам, давайте сотрудничать ради интересов людей! Обсудим накопившиеся вопросы, в том числе и по цене на уголь. (Контакты в редакции).
Амыр Хоюгбан