Губернаторам поставили оценки
В преддверии выборов Росстат оценил эффективность глав регионов
Росстат оценил эффективность работы исполнительной власти в регионах. Эти данные были собраны согласно указу президента от 11 ноября 2017 года и постановлению правительства от 19 апреля 2018 года. Они будут включены в готовящийся доклад Минэкономразвития, который ляжет на стол президенту Владимиру Путину в начале октября, и от них будет зависеть, какие регионы получат так называемые федеральные гранты за эффективность.
Суммы, которые стоят на кону, внушительные. В прошлом году между 40 передовыми субъектами распределено 20 млрд. руб. По мнению экспертов «НГ», на основании результатов доклада будет решаться, кто из губернаторов сохранит свой пост.
Важный показатель оценки Росстата – доля населения субъекта РФ с доходами ниже прожиточного минимума. Здесь в числе аутсайдеров Республика Тыва, где практически каждый второй живет за чертой бедности (47%). В этом же списке Алтай, Забайкальская и Иркутская области – их показатели варьируются от 20-25%. Хотя со временем они улучшаются в отличие от Чувашии, где доля бедных ежегодно растет. Лучшие цифры демонстрируют Москва и Подмосковье, Санкт-Петербург, Воронежская, Липецкая и Нижегородская области, а также Ямало-Ненецкий автономный округ, где доля бедных не превышает и 10%.
В Росстате оценили и работу властей по искоренению бедности. Позитивные результаты у традиционно небогатых Марий Эл и Мордовии, Удмуртии, Башкортостана. А зажиточные Татарстан и Нижегородская область допустили существенное снижение реальных доходов населения за последние четыре года – примерно на 5%.
Другой важный показатель, отмеченный Росстатом, – безработица. В целом она сокращается. В крупных городах Центрального округа, к примеру, не достигает и 2%.
Особых проблем с трудоустройством нет и в Приволжском округе: в Оренбурге, Саратове, Пензе и Ульяновске доля незанятых граждан составляет 4%. Аутсайдером в списке оказался Северо-Кавказский регион, где показатели превышают 11%: в Чечне уровень безработицы более 14%, а в Ингушетии он выше 27%.
Росстат оценил динамику роста зарплат. Существенно выросли они в Архангельской области, Самаре и Бурятии. Хакасия и Алтай, похоже, единственные регионы, где зарплаты сокращаются.
По продолжительности жизни в аутсайдерах оказались Чукотский автономный округ и Республика Тыва (66 лет), в лидерах – Ингушетия (81 год), Москва и Дагестан (77 лет).
Поскольку эти показатели приводятся за длительный период – с 2013 по 2017 год, эксперты полагают, что они существенны для оценки деятельности тех губернаторов, которые «засиделись» на своих местах. Как отметил в беседе с «НГ» глава комиссии президентского Совета по правам человека (СПЧ) по избирательному законодательству Илья Шаблинский, опубликованные данные имеют значение лишь для губернаторов, которые занимают должность более трех лет. «Такой период может считаться объективным показателем, на который могут ссылаться».
Гендиректор Центра политической информации Алексей Мухин заявил «НГ»: «Оценка эффективности будет играть роль в преддверии отставок. Дело в том, что существует довольно четкая схема эффективности глав регионов, и соответствующие предложения ложатся на стол президенту регулярно. Верховная власть сейчас не может позволить себе держать на посту неэффективного губернатора – это отражается на ее рейтинге и авторитете. Поэтому подобного рода вещи, конечно, являются одним из оснований для кадровых выводов, которые регулярно делаются».
Эксперт предположил, что исследование Росстата станет лакмусовой бумажкой в преддверии очередной волны отставок, которая может произойти непосредственно до или после сентябрьских выборов. При этом он отметил: «Росстат не играет огромную роль при отставках, Росстат поставляет сведения». Мухин считает, что электоральной привязки к возможной волне отставок уже нет. «Отставки идут перманентно – по мере определения эффективности губернаторов: где-то пусто, где-то густо, где-то губернаторы вывернулись, а где-то нет, и пошли себе отставочки».
Политолог Андрей Колядин пояснил «НГ»: «Низкие рейтинги могут стать основой претензий к губернаторам. Но если для этого есть «божья воля». Если верховной воли нет, глава региона может находиться на 85-м месте и переизбираться раз за разом». Эксперт привел пример курганского губернатора Богомолова, который держался на 83-м месте два или три срока, потому что у президента Владимира Путина претензий к нему не было. «Рейтинги, кем бы они ни публиковались: политологами Михаилом Виноградовым, или Дмитрием Орловым, или Росстатом, или при оценке инвестиционной привлекательности, – могут стать причиной, если у федерального Центра к губернатору появятся претензии. Но сами по себе плохие показатели в исследовании не причина для отставок, а повод», – подчеркнул он. Эксперт отметил, что если Кремль запланировал чьи-то отставки, то он просто выжидает, ищет замену, просчитывает, когда целесообразнее всего сообщить. Колядин полагает, что большой роли исследования не играют и при распределении субсидий: «Когда дают средства региону, думают о людях, которые могут выйти на улицу, если вовремя не заплатят зарплаты».
Эксперт подчеркнул, что действительно стоит ждать новой волны отставок, при этом они проходят массово и единомоментно. Например, осенью – для того чтобы врио могли обрести уверенность на территориях к следующим выборам. Либо весной – отставки могут быть связаны с пертурбациями в правительстве. «Но никто, перед тем как убрать губернатора, не смотрит, какие у него рейтинги. Обычно управленцы, которые обсуждают решение с Путиным, и без рейтингов знают, кого нужно убирать, а кого нет. Хотя в качестве обоснования могут предъявлять эти рейтинги. Есть и другие мотивы – например, лояльности Кремлю, малая протестность в регионе. У нас есть один актор, который принимает решение по поводу потенциального губернатора, – президент. И решения не всегда очевидны».
Екатерина Трифонова, Дарья Гармоненко
«Независимая газета»