В Законодательной палате |
Главе Правительства РТ разрешили уйти в отставку по собственному желанию и запретили менять структуру
Из запланированных 34 вопросов повестки дня депутаты рассмотрели 32. Первые 9 законопроектов касались изменений в Конституцию Тувы, направленных на приведение в соответствие с федеральным законодательством.
В частности, положение Конституции РТ, разрешающее Главе правительства самостоятельно менять структуру Правительства, противоречит ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ». Согласно внесенному изменению структуру Правительства будет утверждать Великий Хурал.
Изменения в статьи 104 и 112 Конституции предусматривают порядок досрочного прекращения полномочий Председателя Правительства РТ. Теперь глава республики может быть отрешен от должности в связи с утратой доверия Президента РФ, выражением недоверия Великим Хуралом за ненадлежащее исполнение своих обязанностей и по собственному желанию. Законодатели приняли проекты законов без лишних обсуждений.
Министр опоздал – птицефабрика «угорела» на 95 млн.
Недоумение у депутатов вызвало отсутствие на заседании министра сельского хозяйства Валентина Ендана, который должен был обосновать предоставление государственной гарантии Правительством РТ предприятию «Птицефабрика «Енисейская» на получение кредита. Сумма гарантии немалая – 95,6 миллионов рублей. Рассмотрение вопроса было отложено.
Украли 300 миллионов
Депутаты приняли отчет Счетной палаты за 2007 год. Согласно ему, за прошлый год проведено 30 контрольных мероприятий в министерствах, ведомствах, государственных унитарных предприятиях, бюджетных учреждениях и муниципалитетах.
В результате проверок выявлено финансовых нарушений на сумму 288,5 миллионов рублей, неэффективного использования бюджетных средств – на 34,4 миллиона рублей, неправомерного использования – на 203 миллиона. В результате работы Счетной палаты возмещено в бюджет 75,0 миллионов рублей.
Из использованных по нецелевому назначению возмещено в бюджет и обеспечено доходов от прибыли ГУПов и от аренды имущества 3,0 млн.
Гладкий доклад о неровных дорогах
Завершил сессионное заседание «Парламентский час», посвященный развитию дорожного комплекса, дорожной сети Тувы. Министр О.Саая, запыхавшись от бега, ворвался в зал в последнюю минуту, когда депутаты уже приготовились голосовать за исключение вопроса из повестки. Спикер В.Оюн сделал ему замечание и попросил впредь приходить на сессионные заседания вовремя.
По представленной депутатам информации, сегодня в республике 378 км дорог имеют статус федеральных, 2307 км – региональных, 542 км – статус муниципальных. Износ региональных автомобильных дорог составляет 76%, по техническим параметрам автодороги имеют 3,4,5 категории, 32% всех дорог – внекатегорийные, из них более половины проходят на территории районов Тувы.
Из 179 региональных мостов 33 требуют реконструкции, 8 мостов – в аварийном состоянии. Как сказал министр, 99% всех перевозок в республике осуществляется пассажирским транспортом, и ситуация эта может измениться в лучшую сторону только после строительства железной дороги.
По итогам 2007 года объем дорожных работ выполнен на 99,2%, что составило 746,9 млн. рублей. На 2008 год объем средств увеличен на 39%, но будет ли в этом году выполнен весь объем, пока неясно. Ряд депутатов, особенно С.Сафрин, подвергли резкой критике отношение Минтранса Тувы к дорожным предприятиям.
«С кем вы собираетесь работать? Предприятия отрасли в крайне тяжелом состоянии», – заявили депутаты. И отметили, что при распределении заказов на ремонтные работы местные организации остаются не у дел.
Спикер ЗП В.Оюн развил мысль, назвав действия исполнительной власти, когда отбирается объект у коллектива в 150 человек, бездарными. Из-за недофинансирования в 2007 году республиканского бюджета кредиторская задолженность перед подрядчиками составила 7,009 млн. рублей. Более того, заработная плата работников дорожной отрасли упала в 1,5 и даже в 2 раза. И это, несмотря на заверения министра о положительном итоговом балансе большинства ДРСУ. Депутаты В.Бартына-Сады и З.Доржу отметили дефицит кадров в дорожной отрасли. Подняли тему и проблемы безопасности на дорогах. З.Дехтяр потребовала оперативно решить вопрос разметки в районе кызылских школ: «К 1 сентября эту работу не провели, а сейчас новый виток травмоопасного периода для учащихся. Когда вопрос будет решен?».
И все же главной проблемой, из-за которой депутаты инициировали проведение «правительственного часа» – это программа долгосрочного развития дорожной сети Тувы. Правительство разработало республиканскую целевую программу – «Модернизация транспортной системы Республики Тыва на 2009 – 2016 годы». Сейчас она проходит доработку в Минфине и Минэкономики республики. Общая стоимость проекта – 2 млрд. 616 млн. рублей. Депутаты надеются, что в ходе ее реализации качество дорог в Туве, их обслуживание и ремонт должны кардинально улучшаться. Их заботит, что до сих пор не решен вопрос финансирования федеральной программе «Дороги», придания федерального статуса автодороге Абакан – Ак-Довурак – Кызыл-Мажалык – Хандагайты – госграница, а также о строительстве дороги Кызыл-Хая – Кош-Агач, которая даст выход в Алтай, Монголию, Казахстан.
Депутаты отметили, что министр бодрился и пытался выглядеть солидно, обещая скорые улучшения дел в отрасли. Но итоги его деятельности говорят об обратном. Вряд ли Саяя способен вытянуть эту запущенную, глубоко коррумпированную отрасль из глубокого кризиса. По крайней мере, никаких предпосылок к этому нет.