Кажется, Вы зашли на мобильную версию сайта, используя настольный компьютер. Кликните мышкой по надписи, чтобы перейти на полную версию сайта. 
   
«Мы попадем в рай, а они – просто сдохнут!» ©
Сообщение для всех: "Если у вас имеются проблемы с работой сайта risk-inform.ru, попробуйте воспользоваться https://risk-inform.com, https://riskinform.blogspot.com или https://t.me/riskinform"
 Логин:
 Пароль:
   
 
№2, 21 января 2014 года.

Быть или не быть железной дороге в Туву?

Быть или не быть железной дороге в Туву?

Вопрос территориальной целостности государства – один из важнейших в сегодняшнем мире. Достаточно вспомнить исторические случаи провозглашения государствами Приднестровья, Косово, Южной Осетии и Абхазии. Причём этот список самопровозглашённых, отсоединившихся республик совсем не закрыт. Недавно в США был опубликован доклад о планах развала России. Первыми в перечне национальных республик, имеющих, по мнению американских политологов, шансы на отделение от России, обозначены республики Кавказа, Татарстан, Башкирия и Тува. Так что вопрос сохранения целостности страны для России чрезвычайно актуален.

Давайте вспомним СССР. Незадолго до его развала прошёл референдум, на котором подавляющее большинство высказалось за сохранение страны. Однако даже это не помогло – вскоре Советского Союза не стало. Интересы национальных элит Кавказа, Прибалтики и Центральной Азии вошли в конфликт с интересами союзной элиты, и это оказалось решающим фактором. Сохранить страну не помогли ни хозяйственные связи, ни общность народа, ни армия с КГБ, ни Коммунистическая партия.

И надо признать, что многие бывшие республики Союза от этого выиграли, хотя экономический потенциал РСФСР был намного солиднее. Достаточно напомнить про Азербайджан, Казахстан, Туркменистан, Узбекистан и страны Балтии. Все они неплохо устроились в сегодняшних экономических реалиях. Кто – в Евросоюзе, кто – в Таможенном союзе, а кто и самостоятельно. Россияне, кстати, в большинстве своём тоже не сожалеют о том, что национальные республики бывшего Союза «ушли в свободное плавание». Так что для большинства советских граждан развод 1991 года скорее благо, чем несчастье. Исключение составляют разве что те родственники, что в связи с развалом СССР, остались в разных государствах. Но и эти страдания – ничто в сравнении с теми несчастьями, что свалились на голову людям в связи с переходом от социализма с человеческим лицом к дикому капитализму с бандитами, банкирами и проститутками, несметным богатством для одних и нищетой для других.

И вот, спустя 20 лет после развала Союза, когда выросло уже новое поколение, которое не помнит советских времён, вновь возникла угроза распада государства. Теперь – России. Интересно, насколько эта угроза реальна? И вопрос этот не риторический, поскольку с его разрешением связана судьба в первую очередь русскоязычного населения в национальных республиках и перспективах реализации грандиозных инвестиционных проектов в них. Непосредственно это касается и жителей Тувы. Вот на этой теме я бы и хотел остановиться поподробнее.

Более 10 лет идёт разговор о разработке в Туве богатейших месторождений коксующихся углей. Но воз, как говорится, и ныне там. Каа-Хемский угольный разрез, с помощью Шойгу и Дерипаски получивший кипрскую юрисдикцию, невзирая на громкие заявления «Базового элемента», влачит жалкое существование, сокращает объёмы добычи и персонал. Так что все доходы «Тувинской горнорудной компании», зарегистрированной на подставных лиц в Кипрском оффшоре, оседают вне Тувы. На Элегестинском месторождении Байсаров вместо увеличения добычи, начатой Пугачёвым, вообще закрыл разрез. «ЕВРАЗ» и «Северсталь» рассчитывают добывать коксующийся уголь исключительно для собственных нужд производства стали. В итоге добыча угля почти ничего бюджету РТ не даёт. Не даст и в ближайшем будущем.

Премьер Тувы Кара-оол при случае и без оного не устаёт повторять, что будущее Тувы без транзитной железной дороги из Красноярского края в Китай через Туву смутно и бесперспективно. С ним соглашается полпред президента в СибФО Толоконский. Вместе они пытаются пробить в федеральных структурах сотни миллиардов рублей из бюджета России для Байсарова, который не устаёт обещать. А Байсаров тем временем пытается имитировать производственную деятельность на месторождении. Он то гарантирует поднять добычу угля в Элегесте, то обещает, то отказывается от обещаний и снова обещает построить блочную ТЭС на углях Каа-Хемского разреза, то уверяет в возможности самостоятельно построить железную дорогу в Туву, то просит госгарантию под многомиллиардный кредит для строительства, то заявляет о готовности построить порт в Ванино. Пока он не обещал только строительства атомной электростанции и космодрома. Но, думается, всё это у него впереди. За казённый счёт он может начать строить что угодно. Ну а построит?!..

Пока получается, что все разговоры о подъёме экономике в республике теперь связываются со строительством железной дороги, решения по которой нет уже много лет. И это, несмотря на то, что Шойгу даже удалось затащить Путина в Туву в сорокоградусный мороз и под покровом ночи дать ему забить на предполагаемом старте строительства дороги «золотой костыль». Так Тува живёт уже более 10 лет в ожидании старта госфинансирования строительства железной дороги Курагино-Кызыл, а воз, как видите, и ныне там. Что же останавливает Путина в решении этой проблемы? Он что, против того, чтобы Байсаров с Шойгу и Кара-оолом разворовали 150 млрд. бюджетных рубликов? Или в казне РФ нет таких денег? Может, его останавливают соцопросы, проведённые ФСО, согласно которым 40% русских и 90% тувинцев «против» строительства дороги? Или он боится за экологию, которая может пострадать в результате бездумного строительства? Или не верит, что дорога – это ворота для пути достижения экономической самодостаточности Тувы? Или само достижение экономической самостоятельности отдалённой республики, где доля русского населения уже не составляет и 8% и постоянно уменьшается, не входит в приоритеты федеральной власти? Что в этом перечне главное?

Для анализа ситуации давайте вернёмся немного назад. Что объединяло народы СССР? Общая культура, русский язык, политическая платформа КПСС, идея построения коммунизма, армия и КГБ, стоявшие на страже государства. Что из этого осталось сейчас? Отсутствие внятной национальной политики в стране привело к тому, что доля русскоговорящего населения в национальных республиках катастрофически упала. А следом общая культура и русский язык перестали быть востребованными и уже не играют роли скрепов страны. КГБ ушло в небытие, а роль ФСБ для большинства граждан малопонятна. Армия без идей патриотизма превратилась в общество с ограниченной ответственностью, члены которого заняты освоением бюджетных средств в целях самообогащения.

Наверное, кое-кому покажется странным, но единственными надёжными скрепами нашего общества и государства являются федеральное финансирование национальных окраин из Центра и разрешение Центра национальным элитам эти деньги разворовывать без опасения репрессий со стороны правоохранительных органов. Проще говоря, централизованное финансирование и поощряемая из Кремля коррупция являются в настоящее время главными факторами сохранения единства России как государства.

Вот в такой ситуации идёт речь о строительстве железной дороги из России в Туву и через Монголию до Китая. Давайте рассмотрим риски, связанные с реализацией этого проекта, с точки зрения шансов Тувы оставаться в составе России.

Пока Тува унизительно дотационна и не имеет шансов выйти на самофинансирование, она будет вынужденно идти в русле российской внутренней и внешней политики. При этом лояльность местной элиты покупается достаточно недорого – что-то чуть более 300 млн. долларов в год. Для сравнения только проект олимпиады в Сочи государству стоил порядка 53 млрд. долларов. Как говорится, смотрите разницу. И деньги в республику идут потоком, даже невзирая на то, что сегодня в правительстве республики, по мнению некоторых политологов, главенствует идеология сепаратизма. России дешевле кормить Туву, чем бороться с сепаратизмом во властных структурах.

Чтобы не отвлекаться от главной темы, напомню, кто сегодня формирует идеологию его устремлений. Вспомните времена, когда республики РСФСР, в том числе и Тува, продвигались в сторону самостоятельности. Главным мотором этого процесса был Каадыр-оол Бичелдей, с лёгкой руки которого из республики выдавили русских специалистов, в том числе с комбинатов «Тувакобальт» и «Туваасбест», а также врачей и учителей. Сначала, возглавляя созданный им Народный фронт «Хостуг Тыва», а затем, занимая пост спикера парламента, Бичелдей имел реальную возможность формировать политику Тувы и активно этим занимался. Кто-то может попытаться оправдаться: мол, теперь он уже не возглавляет парламент Тувы и потому деятельность правительства можно никак не связывать с его пониманием роли национальных окраин в жизни страны. Довод несостоятелен хотя бы потому, что в настоящее время парламент Тувы вообще никой роли в жизни республики не играет, большинство депутатов не имеют ни своих мыслей, ни социально значимых желаний, кроме личных. А вот Бичелдей, занимая должность министра образования и претендуя на ректорство в тувинском университете, подавляющим образом влияет на мировоззрение нашего незрелого премьера Кара-оола и фактически формирует идеологию тувинского правительства.

Вне всякого сомнения, если вдруг в Туву придёт солидный инвестор и начнёт масштабную добычу коксующегося угля, да если вдруг появится возможность сбывать этот уголь в Китай, то дикий рост сепаратистских настроений в правительстве, а затем и среди молодёжи Тувы неизбежен. Думается, что люди типа Кара-оола и Бичелдея не упустят возможность самостоятельно похозяйничать и распорядиться природными богатствами Тувы. К сожалению, многолетняя деятельность Бичелдея и Кара-оола создала предпосылки и социальную базу среди части молодёжи Тувы для положительного восприятия подобных идей.

Правда, есть ещё один сдерживающий фактор. Исходя из географического изолированного положения Тувы у неё только два геополитических пути – с Россией или Китаем. Причём со вторым партнёром отношения непростые, учитывая печальный опыт вхождения Урянхайского края в Китайскую империю. В Поднебесной очень жёстко и конкретно борются с криминалом. Достаточно вспомнить кровавую расправу с 60 тувинскими бандитами, промышлявшими бандитизмом и впоследствии названных советскими чиновниками от политики 60 богатырями. С тех пор много воды утекло, однако приёмы борьбы с антиобщественными проявлениями остались. Вот недавно новый китайский премьер опять ужесточил меры по борьбе с коррупцией. Это вам не России, где коррупция является фактором, сдерживающим государство от развала. Тут не то, что руку – башку отрубят. Думается, что таким государственным деятелям, как Кара-оол или Бичелдей, китайские способы борьбы с казнокрадством вряд ли подойдут.

Недавно в печать просочилась инициатива давнего друга Путина – Тимченко – строить железную дорогу из Тувы в Китай. Затем она как-то «затерялась» и впоследствии даже была завуалирована самим олигархом. Почему? Наверное, ему из Администрации Президента кто-то подсказал... А теперь пора задуматься: даст Путин караооловскому правительству денег на строительство железной дороги в Туву, зная его геополитические воззрения? Да и нужна ли она Туве? Думается, в принципе на дорогу могут дать денег – Россия – щедрая душа. Только Кремлю нужны гарантии, что эти деньги не разворуют и само строительство дороги не приведёт к усилению сепаратистских настроений в республике и не станет спусковым крючком для окончательного размежевания Тувы с Россией. Ведь дураку понятно, что остатки русских из Тувы выдавливают совсем не случайно...

Я ещё вернусь к этой теме.

Кондрат Пчёлкин

(прочитано 19008 раз)


 Доска объявлений 
Остальные материалы номера 2:
 
   
   
 
Материалы по теме:
» Им дух Китая сладок и приятен (№32, 18 ноября)
» Современная Тува: Сепаратизм или лояльность? (№24, 23 сентября)
» Сколько можно терпеть бесчинства Бичелдея? (№12, 1 июля)
» От мелких образов до больших планов (№7, 27 мая)
» Кто взращивает гопников? (№4, 6 мая)
» Чему могут научить такие педагоги? (№4, 6 мая)
» Интернационализм по-чёрному (№3, 29 апреля)
» Не дайте угаснуть надежде! (№2, 22 апреля)
» Не дайте угаснуть надежде! (№1, 15 апреля)
» Актуальна ли тема межнациональных отношений для нынешнего правительства Тувы? (№1, 15 апреля)
» Не дайте угаснуть надежде! (№13, 8 апреля)
» Изнасилованная родина (№1, 14 января)
» Кто обогащается за счёт Тувы? (№22, 24 декабря)
» Нетрадиционные отношения власти (№22, 24 декабря)
» Министр-разрушитель (№17, 19 ноября)
» Бичелдей ищет работу по призванию (№14, 29 октября)
» Недолидер, недовождь (№13, 22 октября)
» «Зачем Японии Тыва?» (№13, 16 июля)
» Тува ставит вопрос углём (№10, 19 марта)
» Вперёд, в прошлое суверенитета! (№3, 29 января)
проданная ворами и жуликами китайцам священная гора Хайыракан
Комментариев: 14
Иван Чучев, Каадыр-оол Бичелдей, Сергей Конвиз.
Комментариев: 32
Бичелдей - основатель националистического движения Хостуг Тыва
Куда уходит уголь с Каа-Хемского разреза?
Бичелдей - творец Конституции
Уголь из кипрского офшора по-дешёвке

Материал входит в разделы тематического архива:
 
   
Случайная картинка

В Кремле отметили, что из всех российских ведомств лучшие показатели в борьбе с инфляцией, безработицей и ростом цен продемонстрировал Росстат.

Шутка 2023 года

Газета
 • Свежий номер  • Архив газеты  • Тематический архив  • Карикатуры  • Юмор
Внеклассно
 • Новости  • Опросы  • Календарь обещаний  • Доска объявлений  • Форум
О нас
 • Обратная связь  • Статистика  • Помощь
Пользователи
 • Регистрация/Вход  • Добавить новость  • Добавить фото
Материалы сайта предназначены для лиц 16 лет и старше.Материалы сайта предназначены для лиц 16 лет и старше. Ответственность за достоверность опубликованных материалов несут авторы. Мнение автора не всегда отражает точку зрения редакции. При полном или частичном использовании материалов, ссылка на газету «РИСК» обязательна. Для сетевых изданий обязательна гиперссылка на сайт «РИСКа» — risk-inform.ru
Страница газеты РИСК в ТелеграмеСтраница газеты РИСК в Телеграме Для писемДля писем
Лента новостей RSSЛента новостей RSS Зеркало сайтаЗеркало сайта
Страница газеты РИСК в Живом ЖурналеСтраница газеты РИСК в Blogspot Страница газеты РИСК в YouTubeСтраница газеты РИСК в YouTube