Марафон без финиша
или Куда спешит Кара-оол?
Бестолковость тувинских властей не знает границ. В принципе все знают, чего хочет премьер Тувы Кара-оол – денег. Много денег. Причём – дармовых. Таких, которые легко прикарманить. Вот этим и занимается последние семь лет. Правда, без особых результатов. Когда Шолбан Валерьевич просился в премьеры, он направо-налево раздавал обещания. В том числе и светлого будущего для республики. Говорил о том, что знает, как поднять республику, благо, отслужил тувинскому народу четыре года спикером парламента и пять лет – первым заместителем председателя правительства. Намекал, что имеет хорошую поддержку в Федеральных органах власти в виде своего спонсора Сергея Шойгу. Обещал: проблемы Тувы будут решены его командой в кратчайшие сроки.
Известно: Кара-оол очень любит строить планы. Большей частью – маниловские. То он озабочен производством куриного мяса и яиц и за бюджетный счёт, поэтому реконструирует разваленное его дружком Иргитом птичье хозяйство. То он строит также за счёт налогоплательщиков водочную линию с помощью проходимца Елсукина. То достраивает кондитерскую фабрику. То «пробивает» международный аэропорт. Были у него и другие, не менее затратные проекты. Одна беда – их осуществление привело лишь к миллиардным тратам и банкротству всего им содеянного. Теперь Кара-оол знает: обещать что-то в перспективе на 3-5 лет – себе дороже. Кто-кто, а он уж точно цену своим пустым обещаниям знает... Так что теперь он сменил тональность, окончательно забыл обещанное им и нахально заявляет: никакого светлого будущего для тувинцев обещать не может, пока не будет железной дороги в Туву. А её, судя по всему, не будет никогда...
Так погоня за светлым будущим Тувы нашла замену в погоне за бюджетными миллиардами, «осваивать» которые в Туву прибыл чеченский авантюрист-мечтатель Байсаров. Он то желает построить за свой счёт железную дорогу в Туву, то разглагольствует о разработке Элегестинского месторождения угля, то замахивается на строительство ТЭС-2, то вдруг начинает озвучивать желание построить порт в Ванино. Ничтожность даже теоретических возможностей этого «инвестора» очевидна любому здравомыслящему человеку. Его авантюризм лезет, как говорится, изо всех щелей. Однако кто-то могущественный водит его по высоким кабинетам и даже представляет президенту Путину на публичных мероприятиях. Итак, понятно, что ни Кара-оолу, ни тем более Байсарову задача выбить 250 млрд. рублей для последующего разворовывания – явно не по плечу. И они в этом механизме глобального мошенничества, скорее всего, лишь маленькие шестерёнки. В Туве гадали: кто этот непростой человек, способный лоббировать заведомо неэффективный проект стоимостью в 250 миллиардов? Кое-кто считал, что, может быть, это министр Шойгу. Но сам Шойгу, видимо, памятуя, что в Туве 70% населения негативно относится к железнодорожному проекту, и наверняка осознавая, что в конечном итоге железнодорожная авантюра закончится исчезновением огромных бюджетных средств и грандиозным скандалом с возбуждением уголовного дела, ни разу по поводу этого проекта не сказал ни слова. Мало того: он стал всё более и решительнее дистанцироваться от Кара-оола. В тувинском бомонде и СМИ стали судачить о том, как он регулярно поколачивает тувинского лидера. Ну а то, что Кара-оол за 1,5 года так и не попал на приём к президенту Путину, а премьер Медведев устроил ему настоящую позорную выволочку в связи с недостатками подготовки к зиме, говорило о том, что Шойгу практической помощи Кара-оолу не оказывает и ведёт поиски его замены. Всё это вместе как бы показывало непричастность Сергея Шойгу к грандиозному железнодорожно-строительному мошенничеству через осуществление плана строительства дороги Курагино-Кызыл.
Но на прошлой неделе эта история вдруг прояснилась. Наверное, нашему знаменитому земляку надоело ждать, когда правительство выделит Байсарову деньги, приелась многолетняя суета вокруг выделения-невыделения денег из бюджета, и он был вынужден «высунуться», обратив внимание на необходимость развития транспортной инфраструктуры не только в восточном, но и в южном направлении. «В программе есть строительство железной дороги из Курагино на юг на Кызыл. От Кызыла можно бы идти дальше через Западную Монголию на Урумчи, на Китай, а оттуда уже в любую сторону – в Пакистан, в Индию, куда угодно», – по информации РИА «Новости» заявил Шойгу.
Сергей Кужугетович – очень опытный бюрократ. И понапрасну к тому же публично «высовываться» со своими личными проблемами – не в его стиле. В правительстве России отлично понимают, что сейчас выбрасывать на ветер сотни миллиардов для последующего разграбления – не самое лучшее время. Наверняка они и в курсе того, что уголь сейчас ни в России, ни в мире не востребован, цены на него упали и затевать ради тувинского угля такую стройку, особенно учитывая, что и добыча угля в Туве сворачивается – явный самообман. Но, видимо, ситуация настолько отчаянная, что Шойгу решил сам броситься в бой, рискуя своим имиджем не столько в России, сколько у себя на Родине в Туве.
И его понять можно: если ждать, пока правительство Тувы кого-то в чём-то убедит, можно и на пенсию выйти. По признаю самого премьера Кара-оола, он и его министры до сих пор не научились работать с профильными федеральными министерствами и, по сути, не в состоянии решить ни одного вопроса: «самый сложный участок – работа с профильными министерствами и ведомствами», – признаётся он. К примеру, Кара-оол семь лет бился над тем, чтобы правительство России приняло программу по социально-экономическому развитию республики по примеру аналогичного, принятого при президенте Ооржаке. Однако воз и ныне там: как сообщил Кара-оол, «в прошлом году министр экономики Улюкаев выступил как принципиальный противник такого способа решения проблем». Но плохо решаются и другие, более мелкие проблемы. «Иногда дело доходит до абсурда, – вспоминал глава республики. – Мы несколько лет не можем убедить специалистов департаментов минэнерго в том, что в республике существует дефицит электроэнергии, а в Кызыле еще и тепла не хватает». Не хватает элементарной грамотности – «у нас одни расчеты, у них – свои выкладки».
Так что, по признанию Кара-оола, агитатака на СовФед и заявление Шойгу – лишь звенья подготовки положительных решений федерального правительства по выделению Байсарову миллиардных ассигнований.
Теперь стало понятно, почему вдруг спикер Совета Федерации Матвиенко, отчаянно перевирая общеизвестные истины, вдруг превратилась в лоббиста Тувы по строительству железной дороги, а в тон ей «запели» и сенаторы, от которых, правда, ничего не зависит. Конечно же, всю эту какофонию организовал Министр Обороны Шойгу, вес и влияние которого выросли в ходе аншлюса Крыма.
Сразу после заявления Шойгу о намерении дотянуться до Китая, Индии и Пакистана ожил и Кара-оол, заявив по поводу выделения бюджетных средств Байсарову: «вероятность решения вопроса в нашу пользу – 90 с лишним процентов». «Смысл этой задачи – заручиться перед заседанием правительства России максимально возможной поддержкой и протекцией в продвижении основных тувинских проектов: железная дорога, ТЭС-2, поворот М-54, реконструкция аэропорта», – не скрывает Кара-оол. Однако даже после спектакля в Совете Федерации и заявления Шойгу в правительстве России остаётся неясным вопрос: даст ли Москва Туве для Байсарова на разграбление 250 млрд. рублей? Сам Кара-оол оценивает шансы исполнения желаний Байсарова, за которым, скорее всего, стоит Шойгу, в 90%. А мы подождём окончательного решения.
Впрочем, не будем горячиться. Может, мы напрасно подозреваем Шойгу в попытке украсть через Туву большие деньги? Может, его помыслы чисты, а действия продиктованы заботой о своём несчастном народе? Может быть, действительно, строительство железной дороги в Туву – единственный способ спасение республики от экономического коллапса и вполне реальное дело, в результате которого Тува получит выход в Монголию, Китай, Индию и Пакистан, куда сможет с большой выгодой вывозить добытое в её недрах? В конце концов, какая нам разница, кто у нас будет работать – русские или китайцы? И не так важно, что тувинцы на своей родине очень скоро окажутся в меньшинстве. Главное – экономическое процветание! А от сепаратистских настроений и желания самоопределиться, вернув себе государственность, будет удерживать российская армия, дивизии которой снова размещаются в республике. Да и забота об экологии не кажется уже такой насущной – республика большая, и даже если испортят четвёртую её часть, для жизни людей и зверей останется достаточно места. Что же до роста преступности, то это, скорее всего, надуманная проблема – она в Туве уже давно достигла возможного максимума и расти ей дальше, похоже, некуда.
Так что не исключено, что лет через 20 мы будем молиться на Сергея Шойгу, который связал Туву не только с Россией, но и со всем миром. А вы говорите – жулик...
Но лучше подождём. Помнится, нам подобное обещали перед заседанием правительства 28 ноября 2013 года, затем обещание перенесли на 1 апреля 2014 года, теперь уже о конкретной дате речи не идёт – видимо, боятся «сглазить». Марафон продолжается. Так даст Путин денег или нет?
Я ещё вернусь к этой теме.
Кондрат Пчёлкин