ПолитЛикБез |
Как генералы на Сейшелах отдыхали
Как известно, коррупция – это использование своего должностного положения в личных целях. Есть коррупция тайная – заговоры, хищения, мошенничества, подделки. А есть открытая, когда очевидно неприемлемые и коррупционные проявления довольно открыты и осуществляются чуть ли не показным образом.
Открытая коррупция, может, и приносит нам меньше ущерба, если буквально пересчитать эти расходы, но с точки зрения общественных интересов она, конечно, более опасна. Она ведёт к деградации государства и устоев общества. Становится причиной правового нигилизма (как любит говорить Д.А. Медведев) и разрушает духовные скрепы (как любит говорить В.В. Путин).
Именно к подобному безобразному факту хочет привлечь ваше внимание Фонд борьбы с коррупцией. Дело в том, что на Сейшельских островах, находящихся в 14 часах лёта от города Москвы обнаружился самолёт.
И не просто самолёт, а самолёт министерства обороны Российской Федерации. И не просто обнаружился, а был сфотографирован на местности гражданином России (который, очевидно, добирался до Сейшел регулярным транспортом).
Фотография была отправлена в издание Знак.ком с пояснением «генералы из Минобороны прилетели на майские праздники на Сейшелы, бухают и, не просыхая, катаются с рыбалки на рыбалку». Знак опубликовал заметку, заметку переслали к нам в фонд борьбы с коррупцией.
В общем, и так всё понятно. Майские праздники, Сейшелы, служебный самолёт и бухающие генералы – и дураку ясно, что обнаглевшие персонажи поехали на рыбалку. Гугл по запросу «рыбалка на сейшелах» сразу объяснит вам, что рыбачить там действительно здорово и явно интереснее, чем в Крыму (извините). Почему бы и не сгонять на самолёте, оплаченном деньгами налогоплательщиков и не поймать барракуду с золотой макрелью?
Но ФБК всегда выдвигает формальные претензии (заявления, жалобы), а их нельзя писать просто опираясь на общенародные знания о повадках генералов в России.
Поэтому, перед нами стояли задачи:
- а) выяснить, кто разместил фоточку, и не фейк ли это,
- б) выяснить, чей это самолёт,
- в) если самолёт действительно Минобороны, выяснить, если ли какие-то дела у Минобороны на Сейшелах,
- г) если у Минобороны есть дела на Сейшелах, то выяснить, не была ли поездка частью таких дел,
- д) если это и правда просто бухающие генералы на государственном самолёте, то написать заявления о преступлении и рассказать историю вам.
а) Это было самое простое. Пресс-сек ФБК Анна Ведута связалась с редакцией Знак.ком и автором материала. Ей всё объяснили про письмо, того, кто его написал и т.д. Эту информацию мы публиковать не будем, но отметим, что сомнений в достоверности первичной информации никаких нет.
б) Хорошо, что в ФБК сильно авиационное подразделение, мы сразу попросили Руслана Левиева, фаната космоса и авиации, программиста и борца с цензурой в интернете, а также постоянного волонтёра и соратника ФБК, помочь нам с идентификацией самолёта. Руслан за один день выяснил, что самолёт с бортовым номером RA-85155 используется министром обороны РФ. Вот его отчет, публикуем почти полностью и еще раз благодарим за помощь:
Сначала некоторые вводные данные. Самолёт действительно военный (не в смысле боевой, а в смысле закреплён за Министерством обороны с 2010-го года). Это значит, что в различных сервисах трекинга самолётов типа flightradar24.com он никогда не отображается (разве что по случайной ошибке бортмехаников, которые включат гражданский транспондер ADS-B, в результате чего сервис «увидит» самолёт). Это соответствует правилам международной организации ICAO – о том, что данные полёта военных самолётов не «пеленгуются» гражданскими системами, эти самолёты используют военную связь и военную частоту, информацию из которой обычными, доступными «простым смертным» датчиками перехватить нельзя (разве что создав специальное перехватывающее данные устройство, одновременно нарушив закон).
По этой причине, всё что знает об этом самолёте тот же flightradar24.com – это то, что он 30 апреля откуда-то взлетел и куда-то приземлился (в графах точки отправления и назначения стоит, конечно же, прочерк).
Дальше я начал искать информацию о самолёте на споттерских ресурсах (споттеры – фотографы, которые занимаются съёмкой самолётов, вертолётов и другой летающей техники). Как известно, нет никаких проблем снимать летающую технику в том числе около военных аэродромов, у забора, куда доступ не ограничен. Таким аэродромом является, например, Чкаловский (недалеко от Звёздного городка), откуда больше всего фоток этого самолёта имеется. Также есть большое количество фотографий самолёта из гражданских аэропортов России, например из Абакана, Томска, Перми, Ростова-на-Дону, Москвы (Внуково). Стоит заметить, что всё это города с различными крупными военными объектами.
Есть также относительно небольшое количество фотографий этого самолёта в различных иностранных аэропортах: Хельсинки, Лондон, Париж, Прага, Брюссель. Это стало главной зацепкой для меня. Я использовал даты этих снимков и искал новости за соответствующую дату в Яндексе, с указанием города. Тут и оказалось, что абсолютно все эти полёты за границу были связаны с поездками министра обороны России (иногда с ним по тем или иным причинам также летал глава МИДа Лавров, например когда за границей проходил целый саммит из министров). То есть совершенно точно можно сказать, что борт закреплён за министром обороны России и самыми-самыми высокими чинами Минобороны (замы Шойгу).
Тут снова нужно отметить, что явно за министром обороны закреплён вовсе не один ведомственный самолёт, так что появление этого самолёта где-либо – не 100%-ое доказательство, что это именно министр обороны прилетел куда-то (хотя очень высокая вероятность, я бы сказал 75-80%).
Второе: самолёт закреплён именно за министерством обороны России, т.е. если на нём и летают высокие чины других министерств (глава МИДа или, например, какой-нибудь директор ФСБ), то только в виде исключения, когда у министра обороны «одна на двоих» поездка с другим нашим министром. В качестве доказательств того, что самолёт закреплён за министром обороны (прикреплён именно за постом, а не за личностью, т.е. с 2010 по 2012 он возил Сердюкова, а с 2012 по нынешнее время возит Шойгу) привожу список дат, когда самолёт был сфотографирован иностранными споттерами в ряде городов, где одновременно в то же время выступал министр обороны России:
28 мая 2013 года. На пресс-конференции в Хельсинки министр обороны России Сергей Шойгу заявил, что разочарован решением ЕС о снятии эмбарго на поставки вооружения в Сирию. Пресс-конференция прошла после его встречи с финским коллегой Карелом Хаглундом. Новость и снимок в аэропорту Вантаа (Хельсинки, Финляндия).
12 марта 2013 года. Этот борт привёз Министра обороны Шойгу и главу МИДа Лаврова в Лондон, где прошли переговоры министров иностранных дел и обороны России и Великобритании в рамках стратегического диалога (основным вопросом был ситуация в Сирии). Новость и снимок в аэропорту Хитроу (Лондон, Великобритания).
1 ноября 2012 года. Появляется интересная новость, что два фигуранта дела «Оборонсервиса» арестованы до 10 декабря. В новости самое интересное: «Следствие в суде аргументировало необходимость ее ареста тем, что Сметанова может скрыться на служебном самолете Минобороны. В свое время она под видом сотрудницы департамента имущественных отношений министерства летала в Париж вместе с экс-главой данного департамента Евгенией Васильевой, у которой на прошлой неделе прошли обыски по делу «Оборонсервиса». Подробности этой истории на Forbes.ru.
31 октября 2012 года. Всего за несколько дней до своей отставки, Сердюков был вместе с Лавровым в Париже на заседании российско-французского Совета сотрудничества по вопросам безопасности, где обсуждался вопрос Сирии. Новость и снимок споттера в аэропорту Шарль де Голля, с указанием, что борт прибыл из Окленда, Новая Зеландия.
8 июня 2011 года. Заседание в Брюсселе совета Россия-NATO на уровне министров обороны, попытка договориться о создании европейской системы ПРО, Анатолий Сердюков Новость и снимок в аэропорту Брюсселя.
15 марта 2011 года. Министр обороны Сердюков в Париже обсуждал с министром обороны Франции Жераром Лонге договор о строительстве четырёх десантных кораблей-доков типа «Мистраль». Этот договор ранее был подписан между Россией и Францией Новость и снимок в аэропорту Шарль де Голль (Париж, Франция).
в) могут ли быть у Минобороны дела на Сейшелах? Как ни смешно на первый взгляд, теоретически могут. Мы покопались и нашли единственную новость:
«Россия намерена увеличить количество военных баз за рубежом и ведет переговоры с рядом стран, в том числе с Вьетнамом, Кубой, Венесуэлой, Никарагуа, Сейшельскими островами, сообщил журналистам в среду в Москве министр обороны РФ Сергей Шойгу».
Это важный момент. Мы понимали, что как только тема с генералами на рыбалке вскроется, первое оправдание Минобороны будет: «Мы не бухали на рыбалке, а были на важных переговорах по открытию военной базы».
Тут в дело снова вступила Ведута. Она
– изучила все новости всех официальных ведомств Сейшел за последнее время. Никаких упоминаний о контактах с российскими официальными органами, при этом публикуются новости о гораздо менее значимых событиях, можете сами посмотреть.
– отмониторила все СМИ Сейшел, выходящие на английском и французском языках (официальные языки Сейшел). Ещё одним официальным языком является креольский, но тут уж мы решили остановиться. Никаких упоминаний о визитах российских чиновников или военных нет. Вообще нет за последнее время, не говоря уж про май 2014 года. Есть только пресс-релиз дезавуирующий заявления о возможности российской военной базы на Сейшелах, распространенные в ряде СМИ.
– позвонила в посольство Сейшел в Москве. Там от комментариев отказались.
– после этого мы связались с пресс-атташе МИД Сейшел (да, то есть, на Сейшелы позвонили) и получили от него информацию о том, что никаких официальных делегаций от РФ или Минобороны РФ на Сейшелы в мае 2014 года не приезжало. Запись разговора имеется.
– устроила небольшой международный скандал, так как получила от пресс-атташе официальное письмо, где ещё раз утверждается, что никаких военных баз России они не открывать планируют. Частные или военные самолёты комментировать отказались.
г) таким образом, стало понятно то, что казалось довольно очевидным с самого начала: речь идёт об увеселительной поездке высших чинов Минобороны на рыбалку на майские праздники, для которой был использован государственный самолёт.
д) Фонд борьбы с коррупцией направляет официальные письма в Минобороны РФ, Главное военное следственное управление СК РФ, ФСБ РФ, Прокуратуру РФ, Президенту РФ, в которых просит проверить все эти доводы и принять решение о возбуждении уголовных дел по факту возможного хищения, злоупотребления служебным положением и т.д.
По нашей оценке, стоимость фрахта такого самолёта до Сейшел и обратно составляет не меньше $200 тысяч. Это довольно дорогая рыбалка. Мы, как граждане РФ и налогоплательщики, не хотим её оплачивать, и считаем это проявлением коррупции.
Также, мы требует от министра обороны РФ С.К. Шойгу пояснений о произошедшем и принятия оргвыводов.
Вот такая очень некрасивая история о коррупции, подрывающей основы государства и снижающей моральный дух наших войск.