ВЫБОРЫ – АКТИВНАЯ ФАЗА
Выборы депутатов Кызыла вступили в активную фазу. Даже не в активную, а в бурную фазу, благодаря стараниям регионального отделения партии «Единая Россия». Надо отметить, что выбранная ими тактика, даже учитывая все властные признаки партии, вызывают некоторую оторопь.2008 – пока беспредел?
«Единороссов» буквально понесло. Две недели назад через суд были отменены полномочия муниципальной избирательной комиссии. Действия временной комиссии, назначенной Избиркомом Тувы, напоминали рейдерский захват какого-нибудь металлургического комбината в лихие 90-е: с ОМОНом, вскрытием сейфов и кабинетов. Несмотря на то, что рядом стояли люди с ключами, сейфы ломали увлеченно.
Кино и немцы! Не хватало только бывших членов МИК, стоящих с поднятыми руками лицом к стене. Видимо, никто из них не захотел участвовать в таком лихом выборном боевике. Когда страсти немного улеглись, передача документов все-таки произошла. Дальнейшие действия «ЕР» также плохо стыкуются с имиджем партии, которая взяла на себя ответственность за судьбу России.
30 апреля среди бела дня на глазах у изумленных кызылчан группы молодых людей срывали агитационные плакаты «Доброй силы» и наклеивали на их месте «единороссовские». Причем, к этой акции были подключены студенты, видимо, таким образом тувинские «единороссы» воспитывают молодое поколение. А мы-то наивно полагали, что власть у нас обновилась.
Удивительно то, что авторитета и властных полномочий «Единой России» вполне хватило бы, чтобы на позитивной ноте грамотно и красиво «взять» Кызыл, город со стотысячным населением. Но нет, правительство республики бездарно прошляпило формирование МИК и УИКов в феврале, потом, опомнившись, отменило выборы через суд, а своих оппонентов заклеймило «врагами народа» с оранжевым оттенком.
После отмененных в феврале выборов столичного хурала и долгих двух месяцев мучений – рисковать или не рисковать – правительство, наконец, решилось идти на выборы. Это ж надо умудриться, имея такой карт-бланш как «Единая Россия», не быть готовым к выборам, использовать методы мелких боевитых партий, которым нечего терять, и, которые в нормальных регионах уже канули в историю.
Вся эта чехарда только подтверждает слабость правительства республики. Если Путин не шутит, то за такую компрометацию «партии власти» вполне можно лишиться всех постов.
2012 – Город Солнца?
Программа, которую выдвинули «единороссы» на выборах депутатов Кызыла, даже не удивила. В атмосфере грядущих перемен, перспективного горизонта мы живем уже год. Уже год мы слышим, что стоим на пороге чего-то большого и светлого. Правительство не стало изобретать что-то новое и на этот раз. Красивая обертка, громкие слова – Кызыл-2012, город будущих перспектив, столица, как локомотив предстоящего развития республики.
Никто не против светлого будущего, но эйфория явно затянулась. Вернее, пошла на новый виток, теперь уже в связи с выборами депутатского корпуса столицы. Один кандидат говорит о строительстве современного кардиоцентра, другой – о строительстве школ и детских садов, и все вместе, с придыханием – о будущем экономическом взлете теперь уже не Тувы в целом, а Кызыла.
Все эти рассказы о «прекрасном далеко» вызывают вопросы уже на грани раздражения. Хочется деталей. Например, на какие деньги и когда конкретно будем строить кардиоцентр? Он хотя бы вошел в программу социально-экономического развития республики? Нет? Он вошел в перечень объектов высокотехнологической медицинской помощи федерального правительства? Может, нам его кто-то из олигархов подарит? Здесь надо определиться, что должны построить финансовые магнаты по просьбе правительства: 30-метрового золотого Будду, «Шаолинь» в Чадане или кардиоцентр.
От такого громадья планов у правительства, по всей видимости, закружилась голова. Лучше бы оно опубликовало разрекламированную Программу социально-экономического развития республики до 2015 года, чтобы народ знал, что и на какие деньги будет строиться.
Те, кто видел эту программу, по поводу былинных 2012, 2015, 2020 годов иллюзиями не страдает. Федеральный центр вкладывается преимущественно только в строительство железной дороги. Сельское хозяйство, малый и средний бизнес будут развиваться на кредитные средства, которые должны взять на себя наши производственники. Так ведь эти кредиты еще получить надо! Сегодня правительство не смогло для одной птицефабрики выбить кредит, что уж говорить о массовом производстве! О развитии банковской системы вообще никто не заикается, а надо ведь еще банки найти, готовые кредитовать на льготных условиях местных производственников.
Школы и детские сады будут строить органы местного самоуправления – если им повезет, то при поддержке промышленных предприятий, которые будут располагаться на их территориях. Еще надо, чтобы у последних такое желание возникло.
Жилье будем строить на средства заемщиков и личные средства граждан, если правительство сможет создать к тому времени строительную базу, что сделать весьма непросто. Помнится, генерал Квашнин на недавнем совещании с представителями финансово-промышленных групп прямо спросил: «Республике нужен цементный завод. Кто возьмется его строить?». В ответ – тишина.
Единственный реальный на сегодняшний день пункт – расширение Кызылской ТЭЦ, которое будет производить РАО «ЕЭС». Но и этот пункт программы реализовался не благодаря, а вопреки стараниям правительства республики. Кто внимательно следил за ходом событий, прекрасно помнит, что правительство выступало против расширения Кызылской ТЭЦ: какой смысл расширять старое производство, если можно построить новую теплоэлектростанцию?
Правительство категорически не хотело иметь ничего общего с реальной программой покрытия энергодефицита уже в ближайшее время. Удивительно, но нашему правительству сложно найти общий язык с человеком, который всю жизнь проработал в Туве и сделал для нее намного больше, чем все вместе взятые молодые члены сегодняшнего правительства.
Вместо этого начались усиленные попытки найти инвесторов для строительства новой ТЭС. Для начала обратились к китайцам, но, видимо, кто-то объяснил, что примеров большей зависимости от иностранного капитала придумать сложно. Не удивимся, если этому воспротивилась федеральная власть. Сегодня правительство республики готово сотрудничать с Дерипаской, который согласен построить ТЭС взамен на право обладания Каа-Хемским угольным разрезом. Тем самым правительство оставляет себя практически без реальных рычагов воздействия на будущее освоение минерально-сырьевых ресурсов.
Так или иначе, Верзаков добился включения пункта о расширении Кызылской ТЭЦ, РАО «ЕЭС» одним из первых приступило к выполнению порученческих пунктов протокольного решения федерального правительства по развитию Тувы.
Никто не спорит, что нас ожидает много проблем, и они решаемые, если ими заниматься. Тем более, что при освоении месторождений и работе различных горно-обогатительных предприятий, строительстве железной дороги увеличится поток налоговых поступлений в бюджет республики. Но что от этого будет иметь Кызыл? Об этом правительство молчит.
И это понятно. Существующая сегодня схема распределения налоговых поступлений не дает столице республики никаких шансов на самостоятельное развитие.
70 процентов доходов от подоходного налога, который составляет почти 80 процентов всех поступлений в бюджет, уходит в республиканский бюджет, Кызылу остается всего 30. Доходы от транспортного налога и налога на прибыль пока достаются в размере 50 процентов. В других регионах, не менее «единороссовских», все эти налоги отдаются местным органам 100-процентно.
С 2003 года столица искусственно поставлена в невыгодную финансовую позу, отдавая свои доходы правительству, при этом, имея обязательства обеспечить почти наполовину зарплату муниципальных учреждений. Тут не то что о благоустройстве города, на зарплату бюджетникам деньги не могут собрать. Кызыл вертится на колесе: выплатил зарплату – получил подоходный налог – направил его на следующую зарплату. В результате, бюджетная обеспеченность на душу населения в Кызыле одна из самых низких.
За год работы нового правительства ничего не сделано, чтобы выправить ситуацию по Кызылу, в том числе при действующем законе не финансируется и столичный статус города. Схема управления местными органами, заложенная незабвенным Ш. Ооржаком, оказалась удобной и для нового правительства – сконцентрировать финансы в центре, не давать самостоятельность, держа всех на коротком поводке. Греет душу видеть преклоненных и с протянутой рукой глав местных администраций.
Тут хоть кого ставь мэром, он ничего не сможет сделать. Соответственно, ничего не может сделать и личный друг Главы республики Р. Доржу, который сегодня исполняет обязанности градоначальника. Никакого зеленого светофора при защите бюджета города он не получил. Даже в ожидании выборов новой власти Кызыла, в период, когда можно было бы набрать «очки» и смело выходить к избирателям. Это говорит о том, что никакой стратегии развития Кызыла у правительства и «Единой России» нет. Одни мечты!
Правительству не нужен самостоятельно развивающийся Кызыл. Им нужны подконтрольные и послушные депутаты городского хурала, нужен послушный город, который будет ловить хлебные крошки с республиканского стола. Согласны ли с такой судьбой сами кызылчане, покажут выборы.