Хову-Аксы. Город-призрак.
Ровно четыре года назад, в ноябре 2010 года, Дмитрий Медведев, будучи Президентом России, предложил проект нового территориального устройства страны. Согласно тому проекту, россияне жили бы не в 83 регионах (или, как сейчас, в 84), а в 20 агломерациях вокруг крупных городов, где концентрируются ресурсы. Сейчас 90% городов в России – это малые города с численностью до 100 тысяч человек, половина из них – монопрофильные. Число жителей в таких городах не растёт, школы, институты, театры, музеи практически отсутствуют. Развивать такие поселения бессмысленно, утверждалось в документе. Вместо этого предлагался другой путь – создать условия для ускоренной миграции населения из монопрофильных городов в большие.
Но дело ограничилось слиянием некоторых регионов и благополучно заглохло. Большой проект по перекройке внутренних границ между регионами забросили, несмотря на то, что у истоков концепции «макрорегионов» стоял на самом деле сам Владимир Путин. Действительно, Россия и так устроена по агломерационному принципу – большая часть населения проживает в городах-миллионниках и прилегающих к ним пригородах. А люди и сами без всяких понуждений стремятся переехать из депрессивных малых городков и деревень в крупные центры. В результате, огромные территории самой большой страны оказались полностью безлюдными.
Но, думается, в некоторых случаях этот проект в виде государственной программы мог бы помочь в отдельно взятых регионах. Ведь не все жители моногородов способны самостоятельно переехать в более удобное для жизни место. Стоимость жилья у таких людей стремится к нулю, так как желающих приобрести ветхое, часто неблагоустроенное, жильё в безработном городе нет. А жильё – чаще всего, единственное крупное имущество, нажитое за всю жизнь. Что остается делать? Помирать от голода в своём посёлке или ехать бомжевать в столицу? Это, кстати, к вопросу о том, откуда берутся у нас бомжи и почему жить на улице в столице лучше, чем в своём доме в районе.
Проблема моногородов – городов, построенных вокруг одного крупного предприятия, вдруг оказавшегося нерентабельным, постоянно всплывает то тут, то там. Наверное, все помнят о Пикалёво, где Путин строго поговорил с Олегом Дерипаской, чем сразу же избавил горожан от всех бед. У нас же, в Туве, подобная проблема попала в центр внимания всех российских СМИ после случившейся коммунальной катастрофы в Хову-Аксы в декабре 2012 года.
Хову-Аксы – это уже давно даже не моногород. В нём нет никаких предприятий. Он не производит никаких товаров. Лет 15-20 назад еще была надежда на возрождение «Тува-кобальта», но за время правления Шолбана Кара-оола, все семь лет пытающегося завлечь в Туву олигархов для создания некоего консорциума, стало понятно, что не видать нам инвестиций, как своих ушей. Сегодня даже китайцы вряд ли займутся оживлением «Тува-кобальта» – им проще будет построить какое-то производство с нуля, чем возиться с развалинами старого комбината, нищим безработным населением и отравленными отходами почвой и водой.
Отсюда вытекает вопрос: что делать с Хову-Аксы?
Вообще-то, по-моему, та авария была счастливым случаем для нашего правительства, которым оно не воспользовалось. Тогда можно было бы одним махом решить проблему посёлка, просто-напросто закрыв его и расселив людей по соседним городам-деревням. Город живёт за счёт дотаций, там нет и не предвидится никакого производства, проживание в нём опасно для жизни из-за отравленной воды, старенькая ТЭЦ «умерла» и «оживлению» не подлежит. Зачем в этом городе-трупе продолжать поддерживать жизнь?
Но наши власти мыслят количеством денежных знаков, которые можно на халяву получить из бюджета. Не строят далёких планов и не думают о будущем вверенной им территории. Временщики. Ещё зимой 2013 года, где-то через месяц после аварии на Хову-Аксынской ТЭЦ, мы спросили на сайте: «Чем же закончится авария в Хову-Аксы?». Тогда большинство наших читателей уверенно ответили: «Чиновники организуют долгосрочный проект с большими федеральными деньгами для своего обогащения». Что и случилось. Был выбран дорогостоящий вариант строительства новой котельной, которая обошлась казне в более чем 500 млн. рублей, и которую до сих пор не могут довести до ума – требуется ещё несколько десятков миллионов и, скорее всего, не последних...
Теперь Хову-Аксы появляется только в криминальных сводках и сообщениях о продолжающихся коммунальных авариях. Зато за счёт этого как бы живого посёлка можно и дальше осваивать бюджетные средства. А сколько ещё таких посёлков и деревень по всей Туве? Хову-Аксы превратился в своего рода памятник достижений кара-ооловского правления: громко, дорого, бесполезно.
Если вернуться к идее Медведева, то в масштабах Тувы вполне можно было бы принять какую-нибудь «Стратегию развития 2020»: составить карту полезных ископаемых Тувы, карту территорий сельхозназначения, карту перспективных туристических мест. Наложить их друг на друга и посмотреть, какие города и поселки удобнее сделать центрами развития прилегающих территорий. Думаю, наберётся не больше трёх-четырёх. На них и сосредоточить развитие: обеспечить универсальными медицинскими центрами, аэродромами для малой авиации, учебными учреждениями, центрами досуга и развлечений. Помочь с переездом жителям «неперспективных» населенных пунктов.
Конечно же, не всё сразу получится, но это всё же будет долгосрочной стратегией – «светом в конце туннеля», а не планами типа «дотянуть бы до лета, а там видно будет». А тем временем, у нас стихийно и бесконтрольно растёт только одна «агломерация» – Кызыл. Уже и Каа-Хем собираются присоединить к нему...
О. Шын