Современная Тува: Донос как способ выживания
В России время сейчас такое, что, по большому счёту, из институтов гражданского общества относительно честными и действенными остались Совет по правам человека при президенте России (СПЧ) да независимые от власти средства массовой информации (СМИ). Все остальные, включая депутатов всех уровней, в основном занимаются тем, что отрабатывают подачки исполнительной власти. Так что рядовому человеку, случись чего, по сути, и податься-то больше некуда. И вот в этой ситуации из Центральной Африканской Республики (ЦАР) пришло трагическое сообщение о варварском расстреле группы из трёх российских журналистов, которые прибыли туда, чтобы снять материал о действиях российских властей в этой отсталой стране.
Какие бы инсинуации ни распространяли прислужники власти, очевидно одно: Орхан Джемаль, Александр Расторгуев и Кирилл Радченко погибли за право граждан Российской Федерации знать правду о том, в какие авантюры ввязывается российское государство в одном из самых страшных государств Африки. Они хотели получить сведения о том, кому в России принадлежит очень богатое золотоносное месторождение, и какую роль играют в ЦАР находящиеся вне правового поля России наёмники из Частной военной компании Вагнера (ЧВК Вагнера), ранее «засветившиеся» в Украине и Сирии. Сейчас очевидно только одно: талантливые и смелые журналисты О.Джемаль, А.Расторгуев и К.Радченко погибли от рук наёмников за те сведения о ЧВК, которыми располагали или должны были располагать. И их убийство – это варварский способ борьбы со свободой слова.
Но убийство – это сегодня всё же крайняя мера, к которой прибегают в случае опасности распространения нежелательной правды. И применяется оно только в исключительных случаях, когда свобода слова угрожает существованию власти или серьёзного бизнеса. Как правило, борьба против свободы слова у нас носит не такой варварский характер. Хотя достаточно вспомнить, как был взорван журналист «Московского комсомольца» Дмитрий Холодов, застрелен в подъезде своего дома директор ОРТ Владислав Листьев, убита в подъезде своего дома в Москве обозреватель «Новой газеты» Анна Политковская, забит до смерти ударами молотком по голове её коллега журналист «Новой газеты» Игорь Домников, жестоко избит во дворе собственного дома чудом выживший независимый журналист Олег Кашин, чтобы понять: в России быть честным смелым журналистом чрезвычайно опасно.
В этом плане показателен случай с заместителем главного редактора «Новой газеты» Сергеем Соколовым, которого начальник СКР РФ вывез в лесополосу для «профилактической беседы». Его однофамильца – Александра Соколова задержали в 2015 году после того, как он зарегистрировал сайт инициативной группы по проведению референдума «За ответственную власть» и затем приговорили к 3,5 годам лишения свободы. В базе данных общественной организации «Журналисты в России» годовые показатели таковы: пропавшие без вести – 14 человек, погибшие при условиях, характер которых до конца не установлен, – 28 человек, журналисты, погибшие при несчастных случаях на работе, – 37 человек.
Не лучше обстоят дела с безопасностью журналистской деятельности и в Туве. За 19 лет деятельности республиканской газеты «РИСК» её редакцию поджигали четыре раза. В последнем случае (2008 год), что весьма примечательно, видеокамера зафиксировала, как злодей скрылся с места преступления в переулок, ведущий к спецподразделению МВД Тувы, в функциях которого осуществление слежки. Некоторые другие сведения указывают на то, что к поджогу редакции газеты «РИСК» могут иметь отношение люди из ближайшего окружения Главы правительства РТ Шолбана Кара-оола, а в преступлении были задействованы работник автобазы правительства РТ и оперативники МВД. Не случайно это преступление не раскрыто до сих пор.
В результате поджога редакции были уничтожены документы, уличающие Шолбана Кара-оола в избиении русского охранника боулинг-клуба Иванова. Затем Шолбан Кара-оол, воспользовавшись отсутствием доказательств совершенного им в компании директора мясокомбината «Урянхай» Иргита, зам. начальника республиканского Наркоконтроля Пирингиле и замминистра внутренних дел республики Байкара преступления, подал заявление о привлечении к уголовной ответственности за клевету известной журналистки А.Донгур-оол, которая осмелилась об этом факте распространить сведения через СМИ. Следствие длилось... одни сутки(!), в течение которых дознаватель Хэ передала уголовное дело в суд. И тувинский суд в отсутствие каких-либо доказательств по велению Кара-оола смело и решительно вынес ни в чём не повинной журналистке обвинительный приговор, который (кто бы сомневался?) был столь же решительно подтверждён местными апелляционным и кассационным судами. А в итоге добиться справедливости журналистке удалось только в Верховном суде РФ. Такова суровая реальность работы тувинского суда племянников чычаноловны (тувинский СПЧ).
Но случай в Туве с Донгур-оол, скорее, типичный для Тувы, чем единичный. На наших глазах разворачивается ещё несколько подобных сюжетов, только в отношении других журналистов.
В республике есть такая блогерша – Оюмаа Донгак. Я поклонником её творчества не являюсь, однако её случай настолько типичен, что пройти мимо него я не могу. На выборах президента РФ в марте 2018 года она организовывала кампанию кандидата К.Собчак. В Туве она больше известна как дочь сенатора от Тувы Л.Нарусовой. Кампанию она организовала неплохо, получила вполне приличный результат, хотя ранее у неё подобного опыта не было. Одновременно за кандидата от КПРФ вёл кампанию заезжий гастарбайтер из Красноярска азербайджанец Тамоев. Человек для Тувы чужой, к тому же, как многие полагают, на самом деле действовавший в интересах не коммунистов, а единороссов. Поэтому кандидат от КПРФ Грудинин, по итогам выборов занявший второе место, в Туве довольствовался смешными 3%. Что в принципе и подтвердило предположение, что Тамоев находился в сговоре с Кара-оолом и преследовал интересы не столько партии, сколько свои лично. И Оюмаа достаточно внятно об этом рассказала в своём блоге, что вызвало неадекватную реакцию как Кара-оола, так и Тамоева. Впрочем, у Кара-оола и ранее были основания для неприятия взглядов и действий правозащитницы. На этой почве между авантюристом Романом Тамоевым и активисткой Оюмой Донгак возник публичный конфликт, который разрешился неожиданным образом: Тамоев написал на Оюму донос, по которому её вызвали к правоохранителям.
По словам Донгак, её привезли в отделение, заявив, что, по информации полиции, у неё поддельный диплом о высшем образовании. Ей показали заявление лидера регионального отделения КПРФ Романа Тамоева и задержали. Так азербайджанский гастарбайтер из Красноярска сыграл в Туве роль известного из истории попа-провокатора Гапона. Это происшествие подняло в СМИ колоссальную для маленькой республики волну. У Оюмы оказались влиятельные покровители, которые через Радио «Свобода», радиостанции «Говорит Москва», «Эхо Москвы», интернет-издание «Медуза», «Телеканал «Дождь» и другие СМИ дали соответствующую оценку провокатору из Тувы.
Впрочем, О.Донгак полагает, что донос на неё писал не сам Тамоев – его сочинили в недрах правительства Тувы, а ему дали лишь его подписать, что сделал он, по-видимому, с большим удовольствием. Косвенно это подтверждается тем, что в заявлении неправильно написана его фамилия. Хотя отпираться Тамоев не стал и подтвердил на личной странице ВКонтакте: «Письмо писал не один, товарищи из системы помогли». Кто они, эти «товарищи из системы», как говорится, и дураку понятно.
Из записи следует, что Тамоев начал борьбу с Донгак, потому что она была его политическим конкурентом на окружных выборах и в ответ на критику с её стороны. Аудиозапись разговора достойна того, чтобы её послушать целиком, но я приведу самые интересные фрагменты.
«Я пошёл и написал в прокуратуру: проверьте, пожалуйста, есть у неё диплом или нет, потому что мне нужна была бумага. Будет у неё диплом – поддельный он, не поддельный, мне это и в предвыборной агитации бы пригодилось». «И суть вот в чём: я ничего не имею против неё как женщины, против неё как гражданки Российской Федерации, мне вообще фиолетово. Но на второй день, когда я пришёл домой, перед дебатами уже на следующий эфир, обо мне стали у неё в социальных сетях писать такое...», «я приезжаю, говорю: Оюмаа, вы что у себя в социальных сетях выкладываете, вообще фильтруете, что вы вообще выкладываете?! Вы меня знать не знаете, кто я, откуда, где, как! Вам слева-справа поют, кто-то какие-то вещи про меня, а вы выкладываете!». «Она говорит: я это буду выкладывать!». «Я в неё сейчас вцеплюсь, я всё равно буду продолжать по этой теме тянуть, пока сам не дожму. Она меня уже просто бесит во всех отношениях». «Будем решать с ней вопрос...».
Оюмаа Донгак отвечает: «Всё это, конечно, смешно. Это всё бред, какая я ему оппонент? причём тут политика? КПРФ не ЕР, чтобы так тратить свои силы и время, оппозиционная партия, хоть и приплелась с властью. Дело не в политике, а в личности Тамоева, в его поведении. Ко мне обратились многие коммунисты, причём и уважаемые мои земляки. Безобразное и ужасное отношение Тамоева к ним меня возмущало. Мне не важно, из какой он партии, я защищала от него людей. Он несёт бред, я ему не угрожала, не оскорбляла, вела себя в рамках закона и приличия».
Интересно, как на эту ситуацию отреагировали читатели блога: «Он – политический труп, уберите его из списков, дурно пахнет уже!». «Ему самое время прикинуться ТРУПОМ и исчезнуть». «Эх Тамоев, Тамоев. Не на ту женщину напали, зря Вы так, репутацию Вы ооочень испортили перед народом». «Люди, вы реально думаете, что он сам писал эту заяву, по собственному желанию? Серьёзно? С ошибкой в собственной фамилии?..». «Поступки, поступки, поступки, делают человека... Да и терять то ему нечего, т.к. никто его не поддерживал». «Компартия Тувы безобразно себя дискредитировала перед народом. А ведь их самый главный лозунг – это поддержка народа перед олигархами и властью. Можно считать эту партию политическим трупом в Туве вместе с товарищем Томоевым, если не отмоются от такого позора, в который они вляпались благодаря своим лидерам». «Тамоев, вам нужно осознать, что вы «одноразовая перчатка» для пока властьимущих. Попользуются и выбросят. При любых исходах вы уже «не в игре». У вас авторитет и так на нуле был, а сейчас уже пошёл на минус». «Вы меня знать не знаете, кто я, откуда, где, как?» – точно он про себя написал!». «Читая это излияние Томоева, подумала, почему он морочит голову госпоже Оюмаа!? Не мужик, а просто зомби, катился бы он ко всем чертям, или у коммунистов здравомыслящих не остались? Просто бесит этот Томоев!». «Человек пишет заявление в ФСБ на женщину, из-за того, что у него с ней «личные счёты». И открыто в этом признается! Вдумайтесь!». «После таких интервью хочется посоветовать тувинским коммунистам: прежде чем соглашаться на назначение нового руководителя партийной ячейки, требуйте от него справку из психо-неврологического диспансера. И тест на ай-кью».
В результате доноса Тамоева и прокурорского расследования публикации постов со свастикой в социальной сети «ВКонтакте» суд признал О.Донгак виновной по статье 20.3 КоАП (пропаганда нацизма или публичная демонстрация нацисткой символики). Речь идёт об опубликованных в 2014 году записях, на которых присутствуют кадры из нацистской Германии, перепечатанные с других СМИ. На одной из архивных фотографий девушки машут флажками со свастикой (этот пост посвящён «Союзу немецких девушек»), на второй – Адольф Гитлер сидит за столом с газетой.
Поскольку заявление на Донгак отнёс член партии КПРФ Роман Тамоев, интересна его позиция по делу, изложенная в этом доносе. Начинается он с того, что Тамоев сообщает правоохранительным органам: «Меня беспокоит сегодняшняя ситуация в обществе, а именно поведение гражданки Донгак Оюмы Седип-ооловны». Понимаете? Этот подлец как бы не личные счёты сводит с женщиной, а заботится об общественном благе. Если ему верить, то публикации блогера в интернете ведут «некоторых немыслящих людей к ухудшению уровня жизни Республики Тыва». «Постоянные посты в социальной сети «ВКонтакте» о плохой жизни в Республике Тыва, распространение информации о коррумпированности власти в Российской Федерации и прекрасной жизни в Европе и иных зарубежных странах – всё это меня возмущает», – говорится в заявлении. (Странно, как он при такой жизненной позиции до сих пор не написал заявление на редактора газеты «РИСК» – в ней уж точно постоянно информируется население о реальном состоянии дел в республике и о коррупции в органах власти). Как видите, его возмущает не нищенское положение людей в республике. Тува, согласно официальным данным, относится в России к регионам с самым худшим качеством жизни, самыми маленькими доходами населения, в которой к тому же самая низкая продолжительность жизни в стране и самая высокая преступность. Нет, его возмущает не реальное положение дел, а публично распространённая информация об этом! Подобного дурака, который бы в этом сам публично признался ещё поискать... А ведь этот проходимец и негодяй как бы олицетворяет тувинских коммунистов!
Но вы думаете, он в Туве один? Совсем нет! Могу привести пример коллективного негодяя и подлеца – это подавляющая часть депутатов городского Хурала представителей г.Кызыла от партии, часто именуемой партией жуликов и воров во главе с его председателем Д. Оюн, ранее до депутатства имевшей специфическую репутацию в узких кругах в роли женщины с низкой социальной ответственностью. А дело было так.
Союз русскоязычных граждан Тувы обратился к президенту Путину с заявлением, в котором обратил внимание Главы и гаранта Конституции на положение русскоязычных граждан в регионе. Были приведены конкретные примеры того, как мэрия г.Кызыла выселяет русских ветеранов вооружённых сил из служебного жилья без предоставления другого. Сообщалось, что Госналогслужба по Туве и городской Хурал под давлением местных тувинских властей «кошмарит» русских бизнесменов, в связи с чем русские покидают республику. Заявление получило большой резонанс в Туве и России. В частности, откликнулся Совет по правам человека при президенте РФ, на сайте «Клуб регионов» появилась статья с интервью Молина, Конвиза и Бартына-Сады. И вот на эту публикацию и откликнулся городской Хурал, вынеся весьма своеобразное решение – обратиться в Роскомнадзор, чтобы тот проверил сайт «Клуб регионов» на предмет разжигания межнациональной розни. Оказывается, они не согласны с «обвинением Главы Тувы в дискриминации русских и якобы имеющему место притеснению русскоязычного населения в Туве». Их возмутило, что «Цитаты из обращения были подхвачены целым рядом СМИ и даже вызвали реакцию некоторых федеральных политиков», которые «убеждены, что русских в Туве надо срочно спасать».
Но всего этого оказалось мало, и депутаты перешли к откровенной лжи, написав: «На заседании рабочей группы В.А.Молин пояснил, что не указывал понятий «дискриминация», «дискриминационная политика» в своём обращении и не давал согласия на их применение для публикации статьи в «Клубе регионов». Я располагаю стенограммой заседания «рабочей группы» и могу с уверенностью заявить, что ничего подобного Молин не говорил. Более того, когда об этом зашла речь на заседании Хурала, он подтвердил, что эти слова ему приписали, и предложил ознакомиться с аудиозаписью, однако это никак не повлияло на принятие решения. Депутаты не захотели ничего прослушивать, поскольку, видимо, и без того были убеждены, что в их заявлении записано враньё. Впрочем, если это не так, я предлагаю Д.Оюн, не мешкая, обратиться в суд, куда представлю соответствующие доказательства.
Конечно, это глупое бездоказательное заявление Хурала не будет иметь для «Клуба регионов» никаких последствий. Оно только «высветит» подтверждение общего мнения о том, что депутатский корпус Тувы чрезвычайно засорён дураками, негодяями, политическими проститутками и просто бессовестными людьми, способными торговать совестью. Но и они, как огня, боятся независимых СМИ, которые несут людям правду. И готовы бороться с ними, как Тамоев, любыми, самыми негодными средствами.
Я ещё вернусь к этой теме.
Кондрат Пчёлкин