Экономика Тувы: Куда ни кинь...
В предыдущем номере газеты было опубликовано обращение группы ветеранов к премьеру Тувы. В нём они выразили премьеру своё несогласие с хвалебными отчётами правительства и дали возможно объективную оценку состояния сельского хозяйства республики. Думаю, что тема достойна обсуждения. В связи с этим попробую сделать непредвзятый анализ состояния агропромышленного комплекса республики некоторыми обобщающими выводами и привести некоторые официальные статистические данные.
год |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
1. Индекс физического объёма продукции сельского хозяйства |
94,6 |
106,9 |
95,9 |
100,9 |
99,4 |
98,5 |
2. Среднегодовая численность, занятых в сельском хозяйстве |
10660 |
11109 |
10549 |
9837 |
9762 |
– |
Как видно из таблицы, за последние шесть лет производство в сельском хозяйстве упало, а численность занятого населения – сократилась. И это, несмотря на огромные бюджетные вливания в отрасль.
Непонимание стратегии развития отрасли и отсутствие внятной агропромышленной политики привели сельское хозяйство республики к упадку, а сельское население – к обнищанию. Политика развития отрасли за счёт создания государственных унитарных предприятий (ГУПов), соответственно, за счёт бюджетных средств, не только противоречит принципам рыночной экономики, но, как и следовало ожидать, не дала ожидаемых результатов. Республика продолжает терять рынки сельхозпродукции. На рынке молочных продуктов, картофеля и овощей доля нашей продукции с каждым годом становится всё меньше и меньше. Правительством республики так и не сделано ничего существенного для того, чтобы обеспечивать собственные нужды республики в продовольственном и фуражном зерне.
Сегодня основная проблема сельского хозяйства не в обеспечении роста поголовья скота (эту проблему наши араты и фермеры решат сами), а в решении вопроса реализации мяса, шерсти и кожсырья, овощной и другой сельхозпродукции по выгодным для сельских производителей условиям. То есть проблема в доступности рынка для сельхозпроизводителей без всяких посредников, административных барьеров, в создании благоприятных условий для наших производителей. Для обеспечения выхода на рынок и завоевания рынка нашими сельхозпроизводителями надо иметь комплексную программу развития села. К сожалению, такой программы у правительства до сих пор нет.
Теперь перейдём к анализу состояния промышленности республики. Промышленность в республике представлена предприятиями, которые заняты добычей полезных ископаемых, обрабатывающими производствами и предприятиями по производству и распределению электроэнергии, газа и воды. Общий оборот промышленных предприятий в 2015 году составил 14 млрд. рублей. Доля промышленной продукции в валовом региональном продукте составляет всего 10,6%, что говорит о крайне низком уровне развития промышленности республики. Работают на указанных предприятиях всего 9,8 тыс. человек (по итогам 2014 года), что составляет менее 10% занятого в экономике республики населения.
Анализ структуры промышленности показывает, что предприятия, добывающие полезные ископаемые, производят 55% всей промышленной продукции. Доля обрабатывающих производств составляет всего 17%, при этом объёмы их производства из года в год падают. Устойчивое сокращение объёмов, по данным Тывастата, имеют предприятия, занятые производством пищевых продуктов, текстильных и швейных изделий, обработкой древесины и производством изделий из дерева, строительных материалов. Именно те направления, которые как раз должны обеспечивать устойчивое развитие экономики республики, создавать рабочие места и наполнять бюджет налоговыми поступлениями, оказались «за бортом». А всё потому, что приоритет в промышленной политике отдан не производствам, которые занимаются переработкой местного сырья, а предприятиям, добывающим полезные ископаемые.
Жизнь показала, что предприятия, занятые добычей полезных ископаемых, не решают в долгосрочном плане экономические и социальные проблемы региона, а скорее наоборот – создают серьёзные проблемы в будущем. По данным официальной статистики, на предприятиях, занятых добычей полезных ископаемых, работают всего 3,3% от общей численности занятого населения республики. Известно, что на этих предприятиях из-за отсутствия высококвалифицированных местных кадров численность коренного населения мизерна, к тому же в основном они трудятся в подсобных и вспомогательных производствах.
Выкачиваемые из недр богатства и многомиллиардные доходы от продажи этих ресурсов не сопоставимы с налоговыми поступлениями этих предприятий в бюджет республики. В утверждённом республиканском бюджете на 2016 год предусмотрено поступление налога на добычу полезных ископаемых в сумме 183 млн. рублей, что составляет всего 4,7% от налоговых и неналоговых доходов республиканского бюджета.
Создаётся такое впечатление, что нашим властям нужны лишь показатели, которые создают видимость развития. Действительно, именно рост объёмов производства угля и полиметаллических руд обеспечивает положительные показатели промышленности республики в целом, что даёт основания нашим чиновникам говорить о достижениях в экономике. Из-за кризисного состояния обрабатывающей промышленности даже относительно небольшой рост производства в трёх хозяйствующих субъектах – ОАО «Тувинская горнорудная компания», ООО «Межегейуголь» и Кызыл-Таштыгский ГОК позволяет делать благополучные выводы в промышленности в целом.
Ставка действующих властей на решение проблем республики за счёт добывающих предприятий не имеет перспективы. Работа Кызыл-Таштыгский ГОК по лицензии и запасам металлов рассчитана на 25 лет. А что потом? Останутся точно такие же проблемы, которые мы наблюдаем сегодня в Хову-Аксы и Ак-Довураке после приостановки деятельности этих комбинатов.
О сути и перспективе проекта вывоза угля за пределы страны на экспорт, который упорно проталкивает наше правительство, очень толково и грамотно написал Кондрат Пчёлкин в предыдущем номере газеты в статье «Кара-оол и Байсаров: маниловы ХХI века». Думаю, что нет необходимости повторять написанное.
За последние годы отчёты правительства имеют одно направление – самовосхваление. Нет трезвого анализа ситуации в республике, нет критического подхода к деятельности отдельных министерств и в целом правительства. Используют при оценке своей деятельности сомнительные данные и показатели, которые, по сути, не могут характеризовать реальную ситуацию. Ведь объективная оценка ситуации является основой для определения правильных направлений развития республики, разработки и реализации перспективных программ её развития.
При встрече с Президентом РФ Путиным В.В. председатель Правительства РТ Кара-оол Ш.В. отметил рост валового регионального продукта (ВРП) за 2015 год на 3 млрд. рублей. Опираясь на положительные сдвиги объёма ВРП, наш председатель пытается убедить Президента России в том, что ситуация в Туве стабильная, экономика развивается и создаются новые рабочие места. Давайте посмотрим, что скрывается за этим показателем.
Необходимо отметить, что точные сведения о размерах ВРП за 2015 год будут известны только во второй половине 2016 года. Поэтому однозначно делать выводы о развитии республики на основании предварительных цифр несерьёзно, тем более, когда докладывается это Президенту РФ.
По данным Тывастата, объём ВРП за 2014 год составил 46,7 млрд. рублей, значит рост ВРП на 3 млрд. рублей в 2015 году составляет в действующих ценах всего 104,9%. Если пересчитать объём ВРП с учётом повышения цен на потребительские, промышленные и сельскохозяйственные товары, т.е. привести его в сопоставимые цены, то объём ВРП не растёт, а наоборот, сократился по сравнению с уровнем 2014 года! Это подтверждается данными официальной статистики, характеризующими структуру ВРП по видам экономической деятельности: по итогам 2015 года сократились расходы республиканского бюджета, объёмы строительно-монтажных работ, продукции сельского хозяйства и розничной торговли, которые формируют валовой региональный продукт.
Председатель может не знать такие нюансы, особенно когда вопрос касается сложных экономических терминов и показателей. Но у него есть министры, Администрация Главы РТ и Аппарат Правительства РТ, помощники, которые должны были подготовить материалы и проверить их на достоверность. Проявив безответственность в исполнении служебных обязанностей, эти чиновники оказали своему председателю «медвежью услугу», заодно вели в заблуждение первое лицо государства. Таков, к сожалению, уровень действующей власти республики.
В области энергетики известно, что республика испытывает дефицит электроэнергии. При этом состояние организаций, занятых производством и распределением электроэнергии, пара и горячей воды, крайне тревожное из-за сверхвысокой кредиторской задолженности. По состоянию на конец декабря 2015 года кредиторская задолженность этих предприятий составляет 2972 млн. рублей. Понять, насколько это неподъёмные долги, поможет такая информация: долги почти 3 млрд. рублей при обороте предприятий за 2015 год – 3,9 млрд. рублей...
Причины, имеющихся у энергетиков проблем, не в том, что они не умеют работать. Они связаны в большей степени с проводимой энергетической политикой нашего правительства. Для устранения энергодефицита правительство в течение последних девяти лет проталкивает заведомо нежизнеспособный с точки зрения экономической целесообразности проект строительства новой ТЭС, которая не вписывается в энергетическую стратегию страны. Имея рядом надёжный и дешёвый источник электроснабжения в лице Саяно-Шушенской ГЭС, ставить вопрос о строительстве тепловой электростанции по крайней мере неразумно. Ту энергию, которая растрачивается нашими властями на проталкивание проекта ТЭС, надо было направить на решение вопроса строительства второй линии ЛЭП Шушенское-Кызыл. Уверен, что такое предложение нашло бы поддержку у федеральных властей.
Что касается строительства новой ТЭС, то в этом проекте есть некоторый здравый смысл. Но полагаю, что надо ставить вопрос не в той плоскости и не в том направлении.
Относительно кредиторской задолженности у энергетиков известно, что она связана в первую очередь с неплатёжеспособностью населения и организаций. Сокращение рабочих мест, увеличение численности людей, находящихся за чертой бедности, – вот главные причины задолженности потребителей перед энергетиками. Этот вопрос должен решаться не энергетиками, ставшими заложниками сложившейся в республике тяжёлой социально-экономической ситуации, а нашим правительством. При этом хочу отметить, что усугубляет проблему неплатежей и политика правительства в сфере тарифов. Устанавливаемые Службой по тарифам Республики Тыва тарифы в разы больше, чем тарифы в соседних регионах. По этой причине многие жители просто не в состоянии платить за энергию, в связи с чем многие даже идут на воровство энергии, что приводит к высоким потерям электроэнергии, размер которых подбирается уже к 40%.
Как видно, проводимая нашими властями политика в области промышленности и энергетики последовательно и верно заводит экономику республики в тупик. Как говорят: куда ни кинь – всюду клин. Думается, такая ситуация стала возможной потому, что в республике отсутствует коллективный коллегиальный и прагматичный подход к разрешению стратегических проблем. Власти даже не пытаются как-то объяснить цели и задачи своей деятельности. И уж тем более – набор средств для их решения. В связи с чем следствие порой выдаётся за цель. В такой обстановке никаких проблем республики не решить. Для начала нам нужен честный анализ ситуации в экономике, принципиальный профессиональный разбор путей расчистки завалов на пути к её развитию. И только тогда может появиться «свет в конце тоннеля». Нужно осознать, что декларациями в экономике никаких проблем не решить. Да, несомненно, отсталость республики – не новость. Но постоянно ссылаться на это, придумывать некие несуществующие «достижения» и ничего не предпринимать реально для улучшения ситуации – не выход. Давайте без перехода на личности вместе работать над проблемами и искать выход из сложной ситуации. Только так можно придать республике новый импульс.
В.Б. Салчак,
заместитель председателя Союза ветеранов, ветеран труда.