Шолбан Кара-оол: Отступать некуда...
Чтобы понять человека, нужно всего лишь дать ему выговориться. Без суфлёра. Без бумажки. От себя. Лично. Желательно в аудитории или прямом эфире. И вы поймёте, кто перед вами: безответственный болтун, непроходимый тупица, авантюрист или просто честный человек, правда, живущий в иллюзорном мире. В феврале текущего года наш Глава вдруг сорвался и полетел в Москву. Никто не знал, по какому поводу и к кому. Были лишь догадки, что взял он с собой чемоданчик с 10 миллионами не наших рублей...
Федеральные СМИ тут же растрезвонили, что поехал он в Кремль просить разрешение на третий срок. Хотя все знали, что наш великий земляк, побывавший в Туве накануне, на вопрос о третьем сроке сказал, как отрезал: о работе думать надо, а не сроках... То есть, как бы по привычке послал его в известное место. Благо, что при этом не приложился... И вот – стремительный налёт на Москву, конспиративная встреча с известным широкой аудитории скульптором-проходимцем, имеющим неформальные связи с пресс-секретарём президента, приём-передача содержимого – и вот она, желанная встреча! В Кызыле чиновники ликовали: полагали, что Путин дал им ещё один срок для разграбления тувинского бюджета.
Однако, вопреки протоколу, никаких официальных сообщений на федеральных телеканалах не последовало. А наш герой, вместо того, чтобы с помпой вернуться на Родину со щитом, тихо залёг в московской больничке зализывать раны. Как потом пойдут кулуарные разговоры в его окружении, с ним случился микроинфаркт. То ли на фоне отказа в третьем сроке, то ли в связи с неожиданно безрезультатной утратой содержимого чемоданчика... А в Кызыле стало известно, что аудиенция премьера у президента хоть и состоялась, однако длилась она всего 1 минуту 4 секунды и при этом закончилась обыкновенной выволочкой за прорехи в работе.
Но это, так сказать, были лишь домыслы – никакого подтверждения встречи Кремль не делал. И тут, как снег на голову, 3 марта по телевизору показали эту самую встречу. Удивительно, но её длительность как раз составила те самые помянутые выше 1 минуту 4 секунды. Состояла она из льстивых благодарностей Путину, признания Кара-оола о падении уровня жизни тувинцев и намерении решить все проблемы республики 370 коровами и 200 овцами. А закончилась неопределённым высказыванием президента «давайте посмотрим повнимательнее». Что там они увидели при «внимательном просмотре», так и осталось для всех большой тайной, как, впрочем, и сама дата встречи. Но для нас какая разница, в феврале или марте Кара-оол побывал у Путина? В конечном итоге важен результат.
Не будем хвалить президента Тувы Ооржака, но после его встреч с Ельциным президент страны дарил народу республики то северные льготы, то новый самолёт ЯК-42, то финансирование овчинно-шубной и ковровой фабрик, то денежки на строительство музея. А тут непонятное «посмотрим» без каких-либо последствий для республики.
В общем, вернулся Кара-оол домой не солоно хлебавши, а тут его ожидают критические косые взгляды оппонентов: мол, чё, спёкся? И решил Кара-оол переломить ситуацию, выступив по тувинскому каналу ВГТРК, где начальником он пристроил своего племянника. И вот они 12 марта под льстивые подхалимские вопросы занялись выправкой пошатнувшегося имиджа тувинского премьера...
Для начала Кара-оол похвалил Путина, назвав его «уникальным руководителем», которому «не приходится разжёвывать» «ту или иную проблему». И в этом плане с Кара-оолом можно согласиться. Действительно, ничего ему «разжёвывать» не пришлось, поскольку перед президентом лежала объективка ФСБ о состоянии дел в республике с описанием всех прегрешений Главы. Так что Путин, вне всякого сомнения, ещё до встречи знал, что после девятилетнего правления Кара-оола Тува уверенно лидирует в России по коррупции, сифилису, туберкулёзу, преступности, падению жизненного уровня и поддержке «Единой России», одновременно занимая последние места по среднедушевым доходам, переселению граждан из ветхого и аварийного жилья и многим другим показателям. Президент наверняка знал, что тувинский премьер приполз к нему не по этому поводу – его интересовал один, но очень важный для него вопрос: даст ему Путин ещё один срок, или не даст. Как и то, что Шойгу решил с этим не спешить и поглубже прозондировать ситуацию в республике, поскольку довод о том, что в Туве альтернативы Кара-оолу нет, становится всё более несостоятельным и явно надуманным ввиду провалов возглавляемого им правительства по всем направлениям.
Но на этом Кара-оол не успокоился и продолжил в том же духе: «Я очень уважаю нашего Президента, я горжусь особым отношением Президента к Туве», «горжусь, что составляю его команду». Однако, если верить ему, Кара-оол даже и не помышлял просить Путина о третьем сроке, он даже якобы «не ставил перед собой вопрос по поводу каких-либо выборов». Он, оказывается, радел не для себя, а «ориентировался на реальные проблемы Тувы» и встречу посвятил не банальному выпрашиванию продления полномочий, а якобы «использовал для решения проблем Тувы». А просить разрешения на досрочные выборы он как бы и не собирался, поскольку его «полномочия истекают в 2017 году, в апреле» и ему ещё предстоит собрать «все силы» и «направить их на то, чтобы справиться со своими полномочиями». Вот так. И никак иначе!
Думается, помощникам Кара-оола перед важной встречей стоило больших трудов подобрать приличные показатели экономики республики. Пришлось даже приврать, что «Евразхолдинг» «в 2015 году добыл 1 млн. тонн коксующихся углей». Да и, честно говоря, к пуску китайцами «Кызыл-Таштыгского горно-обогатительного комбината» Кара-оол отношения не имеет – зашли китайцы в Туву без его участия в бытность Ооржака, да и работают сами по себе. К тому же ещё непонятно, чего больше от их деятельности – «плюсов» или «минусов», учитывая возрастающую китайскую экспансию в России и последствия их деятельности для экологии.
Премьер Тувы вынужден был признать, что при нём народ стал жить хуже: только в прошлом году «рост потребительских цен относительно реальных доходов населения оказался выше на 10%», а даже по сведениям статистики, к которым следует отнестись критически, «снижение реальных доходов населения составило 6%». Кара-оол напомнил об этом «без всяких прикрас, без всякого утаивания», поскольку, как говорится, «шила в мешке не утаишь».
А затем премьер сел на своего «конька» и начал нам рисовать маниловскую картину развития сельского хозяйства Тувы, куда он «направляет все усилия» возглавляемого им правительства. А усилия эти состоят из реализации скандально известного «проекта «Одно село – один продукт», превратившегося за три года в обыкновенный пылесос бюджетных средств без перспектив возврата. Затем он назвал мифическую цифру роста числа предпринимателей Тувы, которое, по его словам, «увеличилось на 10%». Но при этом он почему-то возлагает особые надежды на помощь в развитии экономики республики на «Совет отцов, Союз женщин и молодёжные объединения»... Очень странная, скажем мягко, позиция государственного деятеля.
Потом ему пришлось объясниться, почему «в декабре прошлого года правительству не хватило денег на зарплаты бюджетников», хотя заработная плата – это защищённая статья расходов и прежде такого не случалось. Дело приняло настолько скандальный характер, что правительству пришлось «ходатайствовать о получении кредитов от коммерческих банков» «в размере 1 млрд. 200 млн. рублей» для выплаты зарплаты бюджетникам. О том, насколько велика эта сумма для Тувы, можно судить хотя бы потому, что весь «годовой бюджет республики составляет чуть более 20 млрд. рублей», из которых «86% предусмотрено на содержание бюджетной сферы: на зарплаты, на содержание муниципальных учреждений» – «это деньги, которые мы обязаны выплачивать людям, которых государство обязано учить, лечить, охранять, беречь и так далее», – признался премьер. Раньше считалось, что из этих денег украсть солидную сумму невозможно. И что воровство в основном происходит из тех средств, что предназначены на содержание дорог и строительство. Однако наше правительство совершило, кажется, невозможное – увело «1 млрд. 200 млн. рублей», предназначенных на зарплату, в неизвестном направлении. Как полагают некоторые осведомлённые люди – попросту украло. Вообще говоря, это высший пилотаж присвоения народных денег. По крайней мере, ранее такого в Туве не наблюдалось. Затем, касаясь финансовых проблем республики, Кара-оол посетовал, что его правительству «на развитие республики остается всего 922 млн. рублей», и «1 млрд. 422 млн. рублей инвестиций».
Вот об использовании этих денег Кара-оол и рассказал подробнее. По его версии, программа возведения жилья для людей, проживающих в ветхом и аварийном жилье, составлена федеральными властями неверно. Именно поэтому «Тува не может похвалиться тем, что в столь нужной программе мы особо успешны». Более того, как признался премьер, Тува «не являет регионом, который делает всё вовремя и в срок», хотя вынужден признать, что «это – единственная федеральная программа, за счёт которой в Туве можно строить многоэтажные дома». Но, судя по выступлению Кара-оола, российские власти сами виноваты, что в Туве эта программа провалена. А всё дело в том, что Федеральный Центр полностью эту программу не финансирует, перекладывая часть проблем на регионы. И этот уровень софинансирования регионами «в 2015 году составлял 32%, в 2016 планируется – 45%». Таким подходом «выполнение программы ставится под угрозу», поскольку правительство Тувы не может исполнять подобные условия софинансирования.
Мало того, в соответствии с действующим законодательством «обеспечение инженерной инфраструктурой строящихся объектов отнесено к обязательствам региона», что тоже не в состоянии исполнить дотационная Тува. Поэтому «при потребности в 900 млн. рублей фактически мы смогли предусмотреть в республиканском бюджете в 2015-2016 годах только 180 млн. рублей». Так что отсутствие инженерных сетей в микрорайоне «Спутник» при готовых к сдаче домах – это не столько результат головотяпства Кара-оола, сколько запрограммированная проблема.
Но и это ещё не весь клубок неразрешимых для Кара-оола проблем. «Кроме этого, есть другие нормативы, в которые ему крайне сложно вписаться». К примеру, «с 1 января 2015 года предельная стоимость строительства 1 кв. метра жилья утверждается субъектами России». Казалось бы, всё в руках тувинского правительства – рассчитывай реальную стоимость жилья, проводи тендеры и строй на здоровье гражданам! Ан, нет. Как известно, плохому танцору штаны мешают. Так и в случае с Кара-оолом. Он бы рад поднять стоимость кв. метра жилья с «нормативных 33,8 тыс. рублей до реальных 45 тыс. рублей», да не может – «утвердить предельную стоимость на уровне реальной цены квадратного метра мы не можем, так как это влечёт за собой увеличение объёма софинансирования», которое Кара-оол и так, мягко говоря, «не тянет». Вот и получается: куда ни кинь – всюду клин.
В результате нерешительности премьера и неразрешением этой проблемы в Центре «разрыв между «программной» ценой (36) и фактической рыночной (44) стало причиной того, что подрядчики отказываются участвовать в программе». Поэтому «трижды объявляемый в 2015 году аукцион» на участие в строительстве жилья был «признан несостоявшимся из-за отсутствия участников». И это при том, что в результате повального воровства на стройках в СИЗО, под подпиской о невыезде и под домашним арестом в настоящее время находятся руководитель госстройзаказа Монгуш, зам. начальника УКСа Уткин, бывший министр Сат, руководители подрядных организаций Якушев, Доржу, Капкова... Активно дают показания министр строительства Свинцов, подрядчики Уюсов и Крапивин. Все они – из ближайшего круга премьера... Большего провала в строительном комплексе и придумать невозможно.
Но, к сожалению, и это не все прорехи правительства Кара-оола, о которых он молчал и в которых был вынужден публично признаться. Оказалось, что, благодаря неразберихе и некомпетентности чиновников правительства, «средства Фонда содействия реформированию ЖКХ, предназначенные по программе 2013 года, поступили в Туву» с опозданием на год – только «в феврале 2014 года». А «по программе 2014 года поступили 22 декабря 2014 года». И этот бардак продолжается: по «программе 2015 года» деньги поступили в республику только «31 декабря 2015 года»... Большего головотяпства придумать сложно – так правительство Тувы последовательно и верно разоряет строительные компании Тувы и разваливает строительный комплекс республики. Кара-оол уже даже не стесняется признаваться в этом, правда, выдавая развал работы подчинённых ему чиновников как результат безалаберности, царящей в правительстве России. А фактически правительство Тувы своим бездействием уже завело строительную отрасль Тувы в тупик.
Действительно: и смех, и грех. То ли он нас за дураков принимает, то ли сам «не в курсах»... К примеру, он как бы с сарказмом в ходе беседы со своим племянником заметил: «во время одной из выборных кампаний кто-то заявил, что в Туве нужно строить не спортзалы, а заводы и фабрики». «И вроде бы, действительно, так», – язвительно «соглашается» с оппонентами премьер, – «лучше бы строить заводы и фабрики, зарабатывать деньги, а потом уже строить спортивные сооружения». Тем не менее, строительство в Туве промпредприятий, по мнению премьера, «на самом деле – это блеф» хотя бы потому, что «в государстве всё строится на основе планирования, закона о бюджете, который утверждается парламентом и подписывается Президентом России», которые «деньги выделяют по статьям». Так что Кара-оол не строит в Туве заводов не потому, что он дурак или балбес, а потому, что «парламент и Президент России» на спортзалы деньги дают, а на заводы – нет. Так что виноваты они, а не он. Вот и весь сказ.
Кара-оол признаётся: «наша республика является одной из самых бедных в России». «Но не потому что здесь живут ленивые или необразованные люди», а потому что ими уже давно руководят такие, как Шолбан Кара-оол.
А чтобы у читателя сложился полный портрет тувинского премьера, добавлю его размышления, опубликованные в личном блоге: «я должен обладать твёрдостью характера и упорством, для того, чтобы выдержать то, что не под силу обычным людям». Осознаёте пафос самовосприятия Кара-оола? Восприятие своего величия и исключительности? А всё потому, что он понимает: «позади республика и народ», отступать, как панфиловцам на войне, некуда... Так что, как он неказисто выразился, «нельзя эмоций». И мы тоже возьмём свои нервы в кулак и потерпим.
Скажите, и о чём с таким человеком серьёзно разговаривать? Как видно из его выступления, ничего у него не получается. Казалось бы, всем должно быть всё понятно: Шолбан Кара-оол за девять лет проделал непростой путь из перспективных молодых в бесперспективные немолодые. Неужели ему и этого мало? Сколько можно продолжать этот затянувшийся эксперимент? Однако он, похоже, находится в некой прострации и в виртуальной реальности...
Показуху прокомментировал Кондрат Пчёлкин.