Кажется, Вы зашли на мобильную версию сайта, используя настольный компьютер. Кликните мышкой по надписи, чтобы перейти на полную версию сайта. 
   
«Мы попадем в рай, а они – просто сдохнут!» ©
Сообщение для всех: "Если у вас имеются проблемы с работой сайта risk-inform.ru, попробуйте воспользоваться https://risk-inform.com, https://riskinform.blogspot.com или https://t.me/riskinform"
 Логин:
 Пароль:
   
 
№18, 11 мая 2021 года.

Зерно сомнений

Власти запретили вывоз гречки из России

Власти запретили вывоз гречки из России. Какой в этом смысл и что будет с ценами?

Запрет на экспорт гречки (точнее гречихи, крупы грубого помола из гречихи и гречневого зерна обрушенного, как сказано в постановлении правительства) будет действовать в России с 5 июня по 31 августа 2021 года. Сделано это было, как следует из документа, в целях сохранения необходимых объемов гречки на внутреннем рынке и недопущения резких колебаний цен.

То есть логика здесь такая: после запрета экспорта гречки ее предложение на внутреннем рынке вырастет, что должно сдержать рост цен.

Такое немудреное решение правительства появилось потому, что оно обеспокоилось существенным увеличением экспорта российской гречихи в последние месяцы. По данным экспортеров зерна, крупнейшим покупателем российской гречихи в период с 1 июля 2020 года по 21 апреля 2021 года стал Китай – 26,2 тыс. тонн. Далее следуют Латвия – 14,3 тыс. тонн и Украина – 13,2 тыс. тонн. Всего Россия в 2020 году собрала 893 тыс. тонн гречихи. (в 2019 году – 786 тыс.тонн).

А что с ценами, из-за которых ввели запрет экспорта? В период с начала 2021 года по 26 апреля 2021 года цены, по данным Росстата, выросли в России на крупу гречневую-ядрицу на 4,4%. Это выше, чем официальная инфляция в целом за этот же период – 2,7%. Но, как видим, не на столько уж и отличаются индексы цен. И тем не менее принимается такое радикальное решение.

Напомню, что президент в недавнем послании Федеральному Собранию говорил о том, что нужно искать рыночные механизмы регулирования, причем только вовремя и в том объеме, который необходим. А по поводу директивного установления цен он сказал, что «не надо здесь тень на плетень наводить и всех пугать». Запрет на экспорт – это пока еще не директивное установление цен, но и рыночным механизмом это точно не назовешь.

Теперь давайте посмотрим, что происходит, когда мы даже не запрещаем, а только ограничиваем экспорт какого-либо товара. Пример есть хороший – зерно.

В России в 15 февраля 2021 года была введена, во-первых, квота на экспорт зерна в объеме 17,5 млн. тонн (действует до 30 июня 2021 г.). Во-вторых, пшеница стала облагаться экспортной пошлиной в 50 евро за тонну (с 1 марта 2021 г.), кукуруза – 25 евро, ячмень – 10 евро за тонну (обе введены с 15 марта 2021 г.). Результат: Россия в апреле 2021 года поставила за рубеж 830 тыс. тонн пшеницы, что на 75% меньше, чем за аналогичный период 2020 года (3,24 млн. тонн). Это называется обвальным сокращением экспорта.

Смотрим на цены: цены на муку пшеничную с начала 2021 года по 26 апреля 2021 года выросли, по данным Росстата, на 3,2%, что немало с учетом столь мощных ограничительных мер по экспорту.

Ну так правильно делает правительство, повышая экспортные пошлины или даже запрещая экспорт? Лучше, конечно, обходиться без этого. Уж без запрета на экспорт – точно. А введение (повышение) экспортных пошлин не должно обвально сокращать экспорт.

Во-первых, когда такое происходит, как с пшеницей, российские экспортеры теряют рынок. Представьте: мы с таким трудом выходили на экспортные рынки с теми или иными товарами, а тут вдруг сами уходим с них. Нет, не уходим, просто убегаем, можно сказать. Очевидно же, что место российских экспортеров на мировых рынках пустовать не будет. Его быстро займут. Убытки для экономики в таком случае будут огромными. Цена – миллиарды долларов США.

Во-вторых, сельхозпроизводители в условиях экспортных ограничений будут менять структуру посевов, а то и вообще сокращать посевные площади. В результате после относительно кратковременного периода сдерживания цен мы рискуем получить их рост из-за того, что предложение на российском рынке будет вновь падать. В результате и рынки мировые потеряем, и цены, спустя некоторое время, продолжат расти.

Вызывает серьезнейшее беспокойство и то, как эта идея – ограничение, или даже запрет экспорта – стремительно овладевает умами наших чиновников. Вот уже и Минпромторг предлагает включить в перечень товаров, являющихся существенно важными для внутреннего рынка России и в отношении которых в исключительных случаях могут быть установлены временные ограничения или запрет экспорта, железную руду, полуфабрикаты из железа и нелегированной стали, стальной прокат, а также медную заготовку, лом и отходы меди, медную и алюминиевую проволоку и необработанный алюминий. Ограничения экспорта этих товаров, по мнению чиновников, должно помочь сдержать рост цен и на металлопродукцию, реализуемую на внутреннем рынке.

А Минэнерго предлагает сделать то же самое в отношении бензина и других нефтепродуктов. Это министерство также подготовило соответствующий проект решения правительства. Обоснование аналогичное: в целях недопущения роста цен. Запрет на экспорт может коснуться 13-ти наименований нефтепродуктов, в том числе автомобильных бензинов марок 80, 92, 95, 98.

Запрет на экспорт, как видим, становится популярным. И вряд ли все ограничится гречкой.

Указанные меры все равно будут иметь ограниченный эффект с точки зрения сдерживания роста цен еще и потому, что этот рост связан далеко не только с экспортом, но и с массой других факторов: ослаблением рубля, неэффективным госрегулированием тарифов естественных монополий, неуклюжими попытками госрегулирования цен в целом, недостаточным уровнем конкуренции, российскими антисанкциями и пр. Зато издержек от таких жестких запретительных мер будет гораздо больше.

Игорь Николаев,
доктор экономических наук
«Новая газета»

(прочитано 1727 раз)


 Доска объявлений 
Остальные материалы номера 18:
 
   
   
 
Материалы по теме:
» Мука и гречка подорожали на четверть, а рис – в полтора раза (№7, 3 мая)
» Армия должна побеждать, а вор должен сидеть в тюрьме (№7, 3 мая)
» Свой взгляд на «спецоперацию» России в Украине (№1, 22 марта)
» Россия готова к волне безработицы? (№10, 15 марта)
» Сергей Конвиз: Нас ждёт долгий период выживания (№10, 15 марта)
» «Спецоперация на Украине»: Мы за ценой не постоим? (№10, 15 марта)
» Февраль: еда дорожает (№6, 15 февраля)
» «Сильнее всех пострадали те, кто живёт чуть выше прожиточного минимума» (№5, 8 февраля)
» Сергей Конвиз: События 2014 года в Украине нам ещё аукнутся... (№4, 1 февраля)
» Сергей Конвиз: Населению Тувы нужно готовиться к затягиванию поясов (№3, 25 января)
» Алексей Навальный: «Я просто охреневаю от цен» (№50, 21 декабря)
» Пандемия лжи (№46, 23 ноября)
» Ботва рвётся к власти (№34, 31 августа)
» Морковь как деликатес: к чему приведёт госрегулирование цен на продукты (№27, 13 июля)
» Государство всеобщего кредитования (№22, 8 июня)
» Как в России пытаются «обелить» ГУЛАГ (№21, 1 июня)
» Ждёт ли Россию колбасный бунт? (№9, 9 марта)
» Неумная политика федерального центра (№50, 22 декабря)
» Только рынок ритуальных услуг растёт (№49, 15 декабря)
» Россияне всё больше беднеют (№43, 3 ноября)
» Изгой-один (№42, 27 октября)
» Зачем вам еда, если у вас нет денег? (№39, 6 октября)
» Куда уходят российские деньги? (№37, 22 сентября)
» Правительство пустит «под нож» экономику, образование и медицину ради финансирования силовиков (№31, 11 августа)
» Наталья Зубаревич: Покровительство Шойгу никак на Туве не проявляется (№31, 11 августа)
» «Летом рубль рухнет до 110 за доллар. Это я знаю точно» (№20, 26 мая)
» Власти боятся среднего класса – он неуправляем (№20, 26 мая)
» После Ла-Ла Ленда (№19, 19 мая)
Опрос «Как вы думаете, вернётся ли Россия к прежнему уровню экономического достатка?»
До конца года всё вернётся, как было. (7 голосов)
9.86%
Пока не победим всех внешних и внутренних врагов, лучше жить не станем! (7 голосов)
9.86%
Уровень жизни упадёт, но не критично. (4 голоса)
5.63%
Нас ожидает полный коллапс и разруха, как в 90-х годах! (46 голосов)
64.79%
Не знаю. (7 голосов)
9.86%
Всего ответов: 71
 
   
Случайная картинка

Из соображений медицинской этики, диагноз «умер» пациенту был заменен на «в дальнейшем лечении не нуждается».

Шутка 2014 года

Газета
 • Свежий номер  • Архив газеты  • Тематический архив  • Карикатуры  • Юмор
Внеклассно
 • Новости  • Опросы  • Календарь обещаний  • Доска объявлений  • Форум
О нас
 • Обратная связь  • Статистика  • Помощь
Пользователи
 • Регистрация/Вход  • Добавить новость  • Добавить фото
Материалы сайта предназначены для лиц 16 лет и старше.Материалы сайта предназначены для лиц 16 лет и старше. Ответственность за достоверность опубликованных материалов несут авторы. Мнение автора не всегда отражает точку зрения редакции. При полном или частичном использовании материалов, ссылка на газету «РИСК» обязательна. Для сетевых изданий обязательна гиперссылка на сайт «РИСКа» — risk-inform.ru
Страница газеты РИСК в ТелеграмеСтраница газеты РИСК в Телеграме Для писемДля писем
Лента новостей RSSЛента новостей RSS Зеркало сайтаЗеркало сайта
Страница газеты РИСК в Живом ЖурналеСтраница газеты РИСК в Blogspot Страница газеты РИСК в YouTubeСтраница газеты РИСК в YouTube