Популярно о наболевшем |
Сергей Конвиз: История может повториться
Радует, что моё повествование о событиях 15-летней давности находит отклик у читателей газеты. Комментарии очень толковые. Кстати, я действительно ошибся, когда написал, что голосование проходило в театре. Я перепутал голосование по председателю правительства с инаугурацией – прошу прощения. Да, конечно, многое спустя 15 лет прояснилось, но до конца эта тема не изучена. Обратите внимание: ни словоохотливый Шойгу, ни серый кардинал Кремля Сурков, ни «миллиардер» Урбан никак не комментируют те события. Да и Ш.Ооржак с В.Оюном тоже на сей счёт не распространяются.
Единственно, что вспоминается в связи с этим, это заявление Шериг-оола Ооржака о том, что переворот тогда совершили два генерала – Шойгу и Квашнин. Правда, я очень сомневаюсь, что полпред президента А.Квашнин был в курсе авантюры Шойгу. Участники тех событий эту тему до сих пор считают взрывоопасной. Наверное, им не хочется вспоминать, как на заёмные деньги банка стравливали Ооржака и Оюна, как на сомнительные деньги от теневой деятельности взращивали тувинскую оппозицию. Как потом пришлось душить победителей выборов, привлекая их вместе с родственниками к уголовной ответственности без каких-либо законных оснований.
Сейчас с большой уверенностью можно полагать, что авантюрист Урбан никаким солидным бизнесменом никогда не был. Получив миллиард на избирательную аферу, он после выборов начал скупать на заёмные средства тувинский бизнес. Знаю о том, как он при поддержке Кара-оола приобрёл гостиницу «Монгулек», ДРСУ и долю в «Тывасвязьинформ», но так и не смог «отбить» деньги, и, в конце концов, всё ушло в другие руки. Демонстрируя свои несуществующие финансовые возможности, Урбан, как олигарх, прилетал в Кызыл на частном самолёте. Иногда брал себе на борт губернатора Кара-оола... Но это было только создание видимости состоятельности. И уважения не добавляло. Да и насколько солидным может быть «бизнесмен», который, финансируя выборы в региональный парламент, на заёмные средства арендует под офис сотню квадратных метров в центре Москвы? Который, получив должность постпреда Тувы, тут же сдал помещение и переехал со своей фирмой в тувинское постпредство?
Кому-то это может показаться странным, но большинство из тех наблюдателей на выборах, что Урбан привёз из Москвы, на самом деле являлись кадровыми офицерами спецслужб. Понятное дело, никакой Урбан, не имеющий отношения к силовикам, это организовать не мог. Но такое по силам только чиновнику федерального уровня. Каким, кстати, и являлся Шойгу.
Урбану даже должность зампреда тувинского правительства не помогла – вскоре он объявил себя банкротом, таким образом «кинув» банк. Впрочем, он был достаточно честен в том плане, что никогда не распространялся о своём бизнесе и не врал, откуда у него шальные деньги на выборы. А в тувинском суде, где рассматривалась его жалоба на отмену результатов выборов, в которых победила команда Оюна, он признался, что деньги эти – не его. Правда, придумал какого-то иностранца, «пожертвовавшего» деньги на тувинские выборы. Но на самом деле этим «иностранцем», скорее всего, если и являлся еврей, то, с большой вероятностью, это был не кто иной, как Шойгу. Просто сам Шойгу «светиться» в этой теме не мог, чтобы его не обвинили в предательстве интересов правящей партии, в создании которой он сам принимал активное участие.
Помню, когда я однажды разговаривал с Борисом Березовским о Шойгу, он мне прямо сказал: «если надо, я переговорю с Сергеем, он всё профинансирует и поможет. И никто никогда не узнает, откуда у тебя появились деньги и влияние». Так что большой неожиданности в появлении псевдо-миллиардера Урбана на тувинском политическом небосклоне не было. Я не удивлюсь, если вдруг вскроется, что схема этой тувинской многоходовочки с участием мнимого миллиардера-мецената из Москвы была разработана Борисом задолго до того, как она была реализована в Туве. Не исключено, что Тува в этом плане в 2006 году была всего лишь «пилотным проектом» Шойгу. Думаю, мало кто будет спорить со мной, что выбранная (скорее всего – Шойгу) схема замены губернатора путём активизации протестных настроений в регионе для последующей смены власти очень жизнеспособна. При этом примечательно то, что подлежавший смещению действовавший в 2006 году Глава республики Шериг-оол Ооржак не был фрондёром к позиции Москвы. Наоборот, он был самым старательным исполнителем кремлёвской воли. Если бы ему из администрации президента по-хорошему тихо сказали: «пора!», он бы вряд ли стал сопротивляться. Получил бы очередной орден и ушёл на покой. Но фокус в том, что Ооржак устраивал Кремль, но не устраивал Шойгу, которому захотелось владеть республикой безраздельно. Вот и была задумана и реализована такая «многоходовочка» с участием Урбана.
Обратите внимание: никто, кроме банка и руководителя Тувы, в этой афере не пострадали. Шойгу получил верного ему губернатора, не имевшего при обычных обстоятельствах ни малейшего шанса встать во главе Тувы. Урбан «заработал» приличные деньги, которые ему в обычной жизни и не снились. Оюн на осколок от этих средств победил на выборах и получил необычайную популярность, которая ранее была невозможной. К тому же он сохранил за собой кресло спикера Законодательной палаты, члены его команды (даже те, кто и не думал стать депутатом!) и некоторые попутчики, которые затем его предали, в полном составе прошли в парламент и получили новые стартовые возможности. Избиратели Тувы почувствовали, что даже в условиях т.н. «управляемой демократии» в Туве возможны честные выборы. При этом организатор смещения Ооржака остался в стороне, и ему никто не может бросить упрёк в том, что он ради удовлетворения личных амбиций предал партию и Кремль. Так что такая схема «тихого переворота» вполне востребована в России.
Кстати, и сейчас в Туве, где «пододвинули» Кара-оола и к власти без протеже Шойгу пришёл Ховалыг, вполне возможно исполнение того сценария смены власти. Всё будет зависеть от того, какую нишу подле Путина займёт Шойгу. Если он будет по-прежнему влиятелен, как в 2006 году, то Туву могут ожидать новые потрясения. Сергей Кужугетович – человек того поколения. Это политик, выращенный Борисом Абрамовичем. И, судя по его публичным заявлениям, он думает шаблонами, доставшимися ему от Березовского. Строительство в Сибири городов-миллионников, воспитание страха перед внутренними врагами – всё это из глубокого прошлого Шойгу. Так что, если он не оставит свою надежду на возвращение Кара-оола или кого-то ему подобного на руководство республикой, то он пойдёт тем же путём, о котором я писал выше. Только на этот раз он не поставит на такого, как Василий Оюн. Он будет взращивать лидера тувинской оппозиции из менее авторитетного и более управляемого человека. К примеру, думаю, на такую роль подойдут такие люди из обоймы Кара-оола, как Ренат Ооржак или Аяс Чудаан-оол. Впрочем, можно попытаться сделать лидера-бунтаря и из Романа Тамоева. Всё зависит от того, сколько денег будет не жалко на эту авантюру. На раскрутку кавказца гастарбайтера Тамоева денег потребуется намного больше, чем на популяризацию прокурора Чудаан-оола. Ну а на политического хамелеона Ооржака, учитывая его знаменитую фамилию, денег понадобиться ещё меньше. Тут главное, чтобы в случае удачного исхода спецоперации по замене Главы республики не возникло проблем с управляемостью «победителя». Чтобы в случае победы, не пришлось его долго уговаривать освободить место на пьедестале Кара-оолу или кому-то другому из его компании.
Конечно, не обошлось и без потерь. Василий Оюн пережил предательство людей, которых он привёл к победе на выборах. Думаю, осадок от действий друзей по команде Ушкалова, Валькова, Бартына-Сады, Дамба-Хуурака, Сотпа, Бичелдея, Чучева и Сафрина у Оюна до сих пор не прошёл. Да, некоторых запугали. Но чаще всего депутатов просто тривиально покупали. И те продавались. В первых рядах, такие, как Бичелдей, Вальков и Бартына-Сады. Некоторые меняли хозяина охотно и с радостью. Другие торговались. Денег не жалели. Знали: всё «отобьётся» с лихвой. И «отбилось» уже в первый год. Выиграли только Шойгу и Кара-оол. Республика в целом очень проиграла. Поборы оказались настолько неподъёмными, что население Тувы очень быстро обнищало, невзирая на значительное увеличение финансовой помощи Центра. Теперь Тува – самый бедный регион России. А заложен фундамент этой бедности был ещё в 2006 году, когда Шойгу всеми правдами и неправдами пихал во власть Кара-оола.
Что же до бывших соратников Оюна, то кое-кто из них половчее и беспринципнее, «на плаву» до сих пор. Но большинство от предательства только проиграли. Ушкалов и Вальков сбежали из республики. Остальные находятся на вторых-третьих ролях или вообще в опале. В принципе, Кара-оол поступил с ними правильно и логично: кому могут нравиться изменники?
О том, что может ожидать республику в ближайшие год-два, если Шойгу не изменит своим взглядам на власть, я расскажу в следующем номере газеты. Но я уверяю Вас, уважаемые читатели: будет очень интересно. Сергей Кужугетович – большой мастер политических спектаклей.
Всегда с Вами, Сергей Конвиз.