Непрофессионализм как фактор катастроф
В Туве полмесяца ищут вертолёт, который транспортировал семь человек замерять снежный покров в Тодже. Безрезультатно. И в смысле замеров, и в отношении поисков. Вертолёт был в республике последний – предпоследний утонул в реке, когда перевозил браконьеров. После этого в тувинской тайге разбился «дикий» Ан-2 также с браконьерами. Подумалось: не часто ли?
Связать это с правлением Кара-оола в голову мысль не пришла. Оно и понятно: эти самые самолёты-вертолёты падают в России регулярно. Чего стоили аварии, когда разбился самолёт с президентом Польши и хоккеистами «Локомотива». Далёко ходить не надо – пока искали тувинский вертолёт Ми-8, в Москве на взлёте в аэропорту Внуково разбился самолёт с президентом французской компании «Тоталь». А на следующий день уже в другом аэропорту – в Екатеринбурге – самолёт столкнулся с погрузчиком. По счастливой случайности в самолёте не оказалось пассажиров и обошлось без жертв. Похоже, причина этих происшествий одинаковая. Российская. И называется она – раздолбайство. Про пропавший вертолёт в Туве говорить как-то не хотелось – всё же поиски не закончены. Не надо мешать – а вдруг найдут? А вот с французом уже сейчас всё ясно. Оказалось, что эта авария просто не могла не случиться. В ходе расследования выяснилось: перед этим злополучным снегоуборочным аппаратом взлётную полосу «проскочил» точно такой же. Один «проскочил», а второй не успел. И сидит мужик в СИЗО, горюет: я-то при чём? Не хотел, видит Бог, не хотел... А гендиректор аэропорта Внуково и его зам от греха подальше уволились.
У нас всё сложнее. И даже не потому, что на момент написания статьи никакой ясности нет. Снимать некого: гендиректор «Тува-Авиа» каким-то чудом оказался на злосчастном вертолёте и пропал вместе со всеми. Так что и спросить толком некого: сколько человек было на борту, зачем полетели и почему очутились Бог знает где?
Однако, если отбросить все аварии и проанализировать только две последние, то становится очевидным, что страна наша находится на краю катастрофы от того, что повсеместно люди занимаются не своим делом, и это уже вошло в правило. К примеру, подавший в отставку гендиректор Внуково, оказывается, никогда не имел никакого отношения к авиации и попал на эту должность по большому блату. Как сейчас говорят – «менеджер». Такому что мукомольным комбинатом, что банком, что аэродромом командовать – всё едино. Лишь бы были финансовые потоки. Его заместитель по аэродромному хозяйству – генерал авиации – хотя сам летал на истребителе, но к наземным службам никакого отношения не имел. И, как выяснилось, ничего в этом не понимал. Поэтому в порту работала система слежения за взлётной полосой, которая в принципе не могла выявить выезд грузовика в момент взлёта самолёта.
Кто-то может подумать, что такая кадровая «неразбериха» – дело частное и касается только аэропорта Внуково. Напрасно. У нас сейчас в стране доминирует воинствующий непрофессионализм. Вспомните ситуацию с железными дорогами. Средняя скорость движения поездов – 36 км в час, а грузовых составов и вовсе – 9 км в час. За границей и 200, и 300 км/час – явление обычное. Но у нас МПС командует бывший чекист. Наверное, его учили подглядывать и подслушивать, а он подался возить грузы и людей. Поэтому ранее прибыльная отрасль теперь требует от государства дотаций.
Да что там Якунин – у нас главная нефтедобывающая компания «Роснефть» просит из бюджета 2 трлн. рублей. Командует ею тоже неспециалист – бывший военный переводчик Сечин. Мало того: бывший президент «АвтоВАЗа», выпускавший вёдра с болтами, теперь повышен и руководит ракетно-космической отраслью. Теперь, наверное, будет вёдра с болтами в космос запускать... Сложилась уже традиция, что сельским хозяйством в стране руководит то железнодорожник, то юрист, министерством обороны – то торговец мебелью, то строитель, здравоохранением – то специалист по финансовым схемам, то какой-то непонятный «менеджер». Всем правительством огромной страны руководит тоже не хозяйственник – бывший президент страны и юрист по образованию. И этот список можно продолжать до бесконечности. Только Президентом работает профессионал – всю страну сумел поставить «на уши» присоединением Крыма и поддержкой сепаратистов в Украине. Зато получил рейтинг доверия за 80%. Правда, при этом страна оказалась в международной изоляции, курс рубля обвалился на 40%, цены подскочили выше 8%. И торжествует парадокс: цены на нефть падают, но с такой же скоростью дорожает бензин... Но это всё – пустяки. Затянем потуже пояса – и вперёд!
Печальнее другое – регионы следуют дурному примеру Центра. К примеру, совсем недавно директора далеко не лучшей школы, да к тому же, похоже, алкоголичку, поставили министром на труд и социальные вопросы. Шовиниста «кинули» на образование, шулера – на сельское хозяйство. Совет безопасности республики возглавляет уголовник, по суду получивший срок за тяжёлое должностное преступление. И это при том, что сам премьер не является специалистом ни в одной отрасли. По образованию он философ, а прикидывается учёным-экономистом. Но больше всего наловчился выбивать глаз да выручать с кичи то брата-наркоторговца, то друга-насильника. А об уровне его хозяйской хватки можно судить хотя бы по тому, как он лихо обанкротил не только новенькую птицефабрику, но и водочную линию.
Но вернёмся к пропаже вертолёта. Вряд ли кто будет утверждать, что директор авиапредприятия, коммерческий директор строительной компании или руководитель гей-клуба являются специалистами по замеру снежного покрова в глухой тайге. Скорее всего, они полетели не за этим. Да и резиновые лодки для замера снега вряд ли нужны. Но дело даже не в этом. Выяснилось, что порядка в кызылском аэропорту не больше, чем во Внуково. Там по аэродрому разъезжают пьяные неуловимые водители снегоуборочных машин, а в Кызыле вообще никто не знает, сколько человек село на борт и кого на самом деле искать. Не случайно, когда пропал вертолёт, в аэропорту сиротливо остались дожидаться своих хозяев 17 (!) джипов с хакасскими номерами. И ждут до сих пор. Пересчитав джипы, стало понятно, что пассажиров в вертолёте было явно больше семи человек. Как такое может случиться на современном режимном предприятии, которое Кара-оол грозится скоро сделать международным? Да и сам аэропорт не частный – в федеральном подчинении. И директор ГУПа «Тува-Авиа» не беглый каторжник – назначен на должность лично премьером Тувы Кара-оолом, до пропажи вертолёта общался с ним чуть ли не ежедневно.
Отдельно о поисково-спасательных работах. Так случилось, что никто не знает, где искать пропавших. В субботу 25 октября в 11 часов какая-то женщина сообщила по телефону службы спасения, что видела вертолёт в Каратузском районе между речками Большой и Малый Бесь в заповеднике Ергаки. Информация не подтвердилась. Но если бы факт подтвердился, можно было делать вывод, что вертолёт летал по местам рыболовной славы нашего замечательного земляка Шойгу. Но не долетел, надорвался. Оно и понятно, Шойгу со своими гостями-хозяевами летает на новеньких аппаратах, а наш Ми-8 – старей поповой собаки.
Однако некоторые наблюдения за поисково-спасательными работами наводят на мысль, что и тут не всё в порядке. Иначе бы за полмесяца хоть что-то да нашли. Случайно выяснилось, что вертолёт ищут без карт, к тому же не по фактическим приметам, показаниям родственников, работников аэропорта, охотников и рыбаков, а по указанию шамана. Где тот велит, там и ищут. Явное средневековье. Четыре сотни людей тупо обшаривают указанный им район поиска и не знают общей картины поисков. Так можно искать и до морковкиного заговенья. Пусть все говорят, что хотят, но я твёрдо уверен, что среди друзей и родственников пилотов и пассажиров обязательно есть человек, который точно знает, куда они собирались лететь. Просто его нужно найти и опросить. 15 дней поисков – срок запредельный. Никакие откровенные ответы никому уже не навредят.
Однако удивительно – в Туве пропал последний вертолёт, но никакого ажиотажа вокруг этого события нет. Как будто не конкретных людей ищут, а абстрактных, никому не известных личностей. Даже премьер Тувы Кара-оол не выступает с официальными заявлениями и не посыпает себе голову пеплом в связи с тем, что на госпредприятии такой бардак. Он лишь увещевает: «буду молиться!». Как будто он не председатель правительства, а папа Римский. Что толку с молитвы отъявленного грешника?
Кто-то спросит: а при чём тут Кара-оол? Он что, специально заслал вертолёт куда Макар телят не гонял? Я вам отвечу: когда хорошая погода или где-нибудь случается урожай, власти заявляют: спасибо партии родной! А тут государственный вертолёт вместе с директором госпредприятия в рабочее время пропали – а Глава правительства ни при чём? Вне всякого сомнения, он, безусловно, имеет и к бардаку в аэропорту, и к трагедии с вертолётом самое непосредственное отношение. И в такое трагическое время улететь в Китай – это верх кощунства!
Страна в тяжёлом положении. И не только в плане экономики, хотя Путину удалось совершить невозможное – в очень богатой природными ресурсами стране реализована такая модель экономики, при которой что-либо производить нерентабельно. Рентабельно лишь добывать нефть и газ, продавать это за границу и на вырученные деньги покупать всё – от картошки до самолётов, включая скребки, одежду и автомобили.
У нас государство – само себе налогоплательщик. Оно продает нефть, газ и другие полезные ископаемые. А полученные деньги раздаёт жителям страны по своим критериям. В результате путинских реформ у нас не граждане содержат государство, а наоборот – государство содержит и кормит народ. Такова психология власти. Это обеспечивает несменяемость власти и устраивает всех, пока нефтедоллары позволяют существовать не за счёт собственного труда. На этом и держится сегодняшнее государство, для которого профессионализм заключается лишь в управлении денежными потоками. Такой порядок позволяет ему самостоятельно определять границы прав и свобод населения, которое оно «кормит». С точки зрения власти российский народ состоит из одних государственных иждивенцев, различающихся только своей номинальной ценой. Именно поэтому выше упоминавшийся руководитель государственной нефтяной компании получает 4 500 000 (четыре с половиной миллиона) рублей в день, а обычный учитель в Туве – 10 000 рублей в месяц. Но для российского государства оба они – одинаковые. Просто одни из команды президента, а другие – просто граждане. Им и 5 тыс. рублей в месяц хватит. Они и на это не заработали...
Но есть проблема. Да, трудности сплачивают народ. Однако, как только государство перестанет платить крепостным, они начинают думать. Ситуация в России такова, что через 2-3 года могут закончиться накопления в резервном фонде. Тогда станет нечем платить, поскольку вскормленная нефтедолларами страна разучилась изготавливать даже скребки. Тогда будет не до полётов на рыбалку под видом замера снега. Проблемы будут более прозаическими, земными. Может, тогда снегоуборочные машины перестанут ездить по взлётной полосе, а разным геям и директорам будет не до рыбалки в глухих закоулках нашей Родины?
Кондрат Пчёлкин