«Зачёт по патриотизму»
Как новые стандарты образования отразятся на школьниках?
Затянувшийся проект
Совет Министерства просвещения одобрил обновленные стандарты общего образования в ноябре 2019 года – таким образом ведомство последовало поручению Владимира Путина о систематической модернизации госстандартов образования. Новые требования для школ, вузов и колледжей вступят в действие 1 сентября 2022 года.
Одним из наиболее резонансных пунктов новых ФГОС стало введение обязательного гражданско-патриотического воспитания – с первого по девятый класс. Прежде всего, в это понятие входит осознание «российской идентичности», проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры.
Также речь идет о «ценностном отношении» к достижениям России в науке, искусстве, спорте, технологиях, боевых подвигах и трудовых достижениях. Наконец, школьникам предстоит проникнуться уважением к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию, памятникам, а также традициям местных народов.
Напомним, все эти годы обновленная версия ФГОС подвергалась критике со стороны экспертного сообщества. Российская академия образования заявляла о 500 существенных нарушениях в проекте. Среди недостатков значились «ориентированность на контроль учащихся», отсутствие «социализации агрессивного, суицидального поведения школьников», формальный подход к описанию здорового образа жизни учеников.
Гильдия словесников (в нее входят преподаватели, ученые-филологи, библиотекари, писатели), в свою очередь, выступала против литературной программы ФГОС. По мнению учителей, стандарты были перегружены литературными произведениями.
С критикой ФГОС выступал даже Московский патриархат: представители церкви негативно отреагировали на исключение из стандартов преподавания основ православия, ислама, буддизма и иудаизма.
Свобода учителя и выбор директора
Федеральные государственные образовательные стандарты – это набор обязательных требований к структуре, содержанию и результатам обучения. Согласно закону «Об образовании», государственные и частные школы должны соответствовать этим требованиям. ФГОСЫ не распространяются только на организации с лицензией на дополнительное образование.
Дима Зицер – основатель школы неформального образования «Апельсин» – объяснил «МБХ медиа», что на базе ФГОСов готовятся требования к государственной аттестации: ОГЭ и ЕГЭ.
Поэтому ориентироваться на требования со стороны Минпросвещения – в интересах учителя, полагает эксперт. «Я, безусловно, беру в расчет существующие стандарты. Если я понимаю, что человек на выходе из 11 класса должен продемонстрировать знание определенных произведений, зачем же я буду его подставлять – даже если мне не нравятся эти произведения?», – рассуждает Зицер.
При этом, по его словам, в российских ФГОСах и законе «Об образовании» прописаны достаточно мягкие формулировки. «Эти документы дают возможность учителю реализовываться абсолютно творчески в разных направлениях. В законах ряда других европейских стран намного жестче прописаны нормы: шаг вправо, шаг влево», – рассказывает Зицер.
Однако, полагает эксперт, иногда учитель не может воспользоваться свободой творческого подхода к образовательной программе. В таких случаях проблема чаще всего заключается в директоре, который предпочитает «идти по формальному пути».
«Не все школы хотят автономии, потому что это сложно. Путь [строгого следования ФГОСам] кажется более верным и спокойным», – говорит он.
В случае с гражданско-патриотическим воспитанием, по мнению Зицера, важна будет как раз не установка сверху, а реализация на местах. «В школе могут решить, что патриотическое воспитание и так происходит – в рамках истории или на классном часе. А могут сделать много чего хорошего – говорить о месте, в котором живут, о том, как сделать его лучше», – заключает Зицер.
Рассказать о любви к родине
Тамара Эйдельман – заслуженный учитель России и член правления «Объединения преподавателей истории» – с государственными воспитательными инициативами сталкивается уже больше сорока лет.
Она объяснила «МБХ медиа», что считает ошибкой формализованный подход к воспитанию по ФГОСам.
«Это глубокое заблуждение, что можно посадить ребенка и сказать ему – ты должен хорошо себя вести, учиться, уважать старших. Он все это выслушает и покивает. Но часто это, наоборот, вызывает отторжение», – полагает Эйдельман. Единственно верный вариант воспитания эксперт видит в том, чтобы учитель подавал детям пример. Тем, насколько он уважает учеников, как с ними общается, как вместе с ними проводит время.
Появление новой воспитательной инициативы Эйдельман связывает с участием школьников в акциях протеста – по ее мнению, на Минпросвещения давят, а страдать придется учителям. «Жалко, что очередная дурь обваливается на школу. Надо будет писать какие-то отчеты, что-то там якобы проводить. У учителя нет времени на то, чтобы к урокам готовиться, а еще этим заниматься», – считает она.
По мнению учителя, принудительную воспитательную программу вряд ли удастся полноценно реализовать. Ведь бюрократическая машина работает вхолостую, говорит она, ей нужны отчеты о том, как успешно прошли мероприятия – она не заинтересована в скандалах.
«Давным-давно никто ничего нормально не проверяет – только если хотят подсидеть директора или выгнать учителя. Узнать, что учитель делает в классе, на самом деле очень нелегко», – заключает Эйдельман.
Лиза Вельяминова
«МБХ медиа»