Кто так крепко обобрал Туву?
Что такое – нищета? Как она выглядит? И почему Тува – самый бедный регион России? Лучшие умы в Москве бьются над решением задачи повышения благосостояния тувинцев, а воз и ныне там. Вернее, даже, наоборот – с бедностью обстоят дела всё хуже и хуже. Но ведь существуют же слагаемые тувинской нищеты?! Конечно, они есть. Мало того: они хорошо известны.
В прошлом номере я рассказал про некоторые причины удорожания в республике электроэнергии. Как энергетические чиновники ОАО «Тываэнерго» и ФСК ЕЭС путём реализации мутных схем при соучастии Службы по тарифам РТ (читай – правительства Тувы во главе с Кара-оолом) искусственно завышают затратную часть расходов по доставке электроэнергии потребителям на десятки и сотни миллионов. И это притом, что Шагонарское море в Туве питает водой Саяно-Шушенскую ГЭС, которая производит самую дешёвую электроэнергию в России. Но она, пока дойдёт до потребителя, дорожает так сильно, что становится в 5 (!) раз дороже, чем в Иркутской области. Но это – только то, что уже на виду. А если выяснить, сколько денег ОАО «Тываэнерго» отмывает через Богусова, то эта цифра дутых расходов тувинских энергетиков может запросто вырасти вдвое.
Больная тема республики – дикая стоимость угля Каа-Хемского угольного разреза. У нас в Туве уголь лежит под ногами. Добывается самым дешёвым в мире открытым способом. А стоит он при этом в три раза дороже, чем у соседей. Из-за чего население покупает его не тоннами, а мешками из-под картошки. Просто нет денег на большее количество. Из-за чего уголь обходится бедным людям ещё вдвое дороже.
А что такое дорогие электроэнергия и уголь? Они не только опустошают карманы тех, кто топит им свои дома, но и автоматически приводят к удорожанию всего: тепла, вырабатываемого котельными, услуг ЖКХ, цен на ГСМ, продуктов питания. Они ложатся непосильным бременем на производителей, а значит, тувинская продукция становится не конкурентоспособной по сравнению с нашими соседями. Именно поэтому на прилавках магазинов маленький ассортимент местной продукции: мяса, молока, яиц и пр. А завозная продукция включает в себя дополнительные транспортные расходы по доставке в Туву. Кроме того, не чувствуя конкуренции, засаянские поставщики задирают цены. И за всё это приходится расплачиваться тувинскому потребителю. Поэтому жители республики, выезжая за Саяны, стараются там запастись впрок. Вследствие этого в республике падают объёмы торговли. А накладные расходы на единицу товара постоянно растут. Всё это стало особенно заметно в период пандемии коронавируса. Буквально всё дико подорожало.
А теперь давайте попробуем выяснить: по чьей злой воле в Туве растут цены и нищета?
Статистика, конечно, лживая угодливая наука. Но и она подтверждает: галопирующий рост цен на электричество и уголь начался с того момента, когда наш замечательный земляк Шойгу «отжал» у Ооржака республику. Обратите внимание – именно с 2008 года началась вакханалия с Мировыми Соглашениями между ОАО «Тываэнерго» и ФСК ЕЭС, в результате которых энергетики смогли почти легально вздуть тарифы, которые теперь в пять раз выше, чем иркутские. С того же времени «полезла» цена на уголь, которая теперь в три раза выше, чем у соседей. Я не сторонник конспирологических версий, но скажу определённо: кому-то тувинская нищета весьма выгодна.
В соответствии с Резолюцией Организации Объединённых Наций о современном рабстве, есть два эффективных способа, при помощи которых господа капиталисты заставляют работать на себя рабов. Первый из них – платить рабам как можно меньше, чтобы раб не мог сводить концы с концами и был на грани голода. Тогда раб будет работать еще усерднее, чтобы заработать себе на пропитание. И голосовать на выборах будет так, как ему скажет хозяин.
Второй способ заключается в том, что людей приучают жить не по средствам, для этого они должны брать кредиты, чтобы потом выплачивать с процентами. У каждого человека есть врождённая психологическая особенность, которая проявляется во всех сферах жизни, – проблема, перенесённая на будущее, даже на самое недалёкое, перестает быть острой, и критическое отношение к ней значительно уменьшается, иногда до нуля. Взяв кредит, например, на автомашину, обстановку в своей квартире, а иногда и на квартиру, человек должен работать не просто не покладая рук, но ещё и сверх этого. Эта кабала может перейти и к его детям.
Человек должен зарабатывать ровно столько, чтобы свести концы с концами, чтобы у него не было материальной возможности послать хозяина куда подальше и пойти искать новую работу.
Особенностью современного рода рабства является то, что человек не знает, что он раб и считает себя свободным. Эту иллюзию свободы очень активно поддерживают государственные СМИ, называя это «демократией». Именно такие забитые нищие люди – золотой фонд хозяев жизни. Представьте себе медицинского работника или учителя, который мыкается, сводя концы с концами на нищую подачку государства в 12 тыс. рублей в месяц. Он, как правило, готов за 500 рублей подписать любой протокол голосования. Ничем от них не отличаются и большая часть пенсионеров и безработных. А руководят ими председатели комиссий, которые, как правило, допущены к бюджетной кормушке и участвуют в разворовывании бюджета. Так что кому нищета, а кому – идеальное общество, в котором нет самостоятельных людей. К сожалению, сегодняшняя Тува представляет собой именно такое бесправное общество.
Но вернёмся к бенефициарам нищеты. Так уж случилось, что почти сразу за Шойгу в Туву зашёл олигарх Дерипаска. И тут же «лакомый кусок» – Каа-Хемский разрез поменял хозяина. Кто-то спешно создал в кипрском оффшоре компанию ВУКЕЛИЧ ЛИМИТЕД, ту, которой разрез достался по дешёвке. О том, кто стоит за киприотами, тогда никто не думал. Считалось, что разрез купил олигарх Дерипаска. Да это мало кого интересовало, поскольку алюминиевый король обещал построить ТЭС, открыть банк, строить жильё и многое, многое другое. Шойгу и Кара-оол дружно кивали олигарху, и всё надеялись, что не зря за бесценок отдали ему главный актив республики. Беспокойство появилось после того, как цена на уголь резко поползла вверх. Тогда вдруг в коллективе разреза появились сведения, что учредителями кипрской компании ВУКЕЛИЧ ЛИМИТЕД, скорее всего, являются Шойгу, Дерипаска, Кара-оол и Зимин. Стало быть, разница в цене на уголь, который стал в одночасье недоступен большой части населения республики, стала оседать в их карманах. А когда из правительства потекли сведения о том, что ТГРК в расчёты себестоимости включает не только аутсортинг бухгалтерии, службы безопасности и юридической службы, но и строительство жилья на Кипре для учредителей компании ВУКЕЛИЧ ЛИМИТЕД, то всем стало ясно, что новые хозяева разреза цену на уголь снижать не собираются. Год назад Глава республики Шолбан Кара-оол заявил, что будет судиться с Дерипаской по цене на уголь, но заявление так и осталось пустым звуком. Более того, руководство ТГРК заявило о новом повышении цен с января 2021 года... Да и как Глава республики может бороться с олигархом, если на самом деле они в одной упряжке?!
А теперь вернёмся к вопросу цены за электроэнергию. Минэнерго России предложило уровнять тарифы на свет в Туве и Иркутской области. Официально для этого необходимо взаимопонимание Глав двух регионов – Кара-оола и Кобзева. Тогда в Туве тариф упадёт на 85%, а в Иркутской области поднимется на 4%. Следует сразу отметить, что оба губернатора – люди Шойгу. Кара-оол – человек заведомо не самостоятельный, а Кобзев – генерал МЧС, выдвиженец Шойгу. По идее для решения этого вопроса достаточно, чтобы Шойгу пригласил к себе двух руководителей и предложил им подписать соответствующее соглашение. И всё. Точка. Но вместо этого Шолбан Кара-оол затевает свару с Кобзевым по поводу административной границы между регионами. И тут на пустом месте создаётся обстановка, позволяющая Кобзеву «встать в позу» и ни о чём не договариваться с Кара-оолом. Вы, наверное, не поверите, уважаемый читатель, но Кара-оол захотел не так уж много иркутской земли – топографы говорят, что речь идёт о каких-то 20 метрах. Сущий пустяк. Но из-за этого возникла буря в стакане воды. Теперь решить вопрос тарифа весьма проблематично. Почему?
Вернёмся к энергосистеме Иркутской области. Фактически её бенефициар – олигарх Дерипаска, у которого в области алюминиевая промышленность – главный потребитель электроэнергии. Так что увеличение тарифа на 4% – это реальные дополнительные затраты Дерипаски. Получается, что за выравнивание тарифа между Тувой и Иркутской областью заплатит Дерипаска. А это ему зачем? Он и так в связи с санкциями США изрядно поиздержался. А тут – какая-то Тува... Скорее всего, Дерипаска со своей командой аналитиков «перетёрли» эту тему и придумали, как родить якобы конфликт между Тувой и Красноярским краем и «заморозить» проект Новака по выравниванию тарифа. Как известно, «кто девушку кормит, тот её и танцует». Дерипаска сказал Шойгу, тот – Кара-оолу. А Главе Тувы уже некуда было деваться, и он под угрозой лишения крыши Шойгу озвучил территориальные претензии к Иркутску.
Россия, конечно, странное образование. Вроде одна страна, а тариф на свет в разных регионах отличается в пять и более раз. Тува по определению должна находиться в привилегированном положении из-за затопления своих пастбищ Саяно-Шушенским водохранилищем, а она платит за электроэнергию немыслимую цену, превышающую цену соседей в 2-5 раз. При этом 30% вырабатываемой электроэнергии никак не используется и просто пропадает зря. Но олигарх Прохоров, который строит обогатительную фабрику в Тодже, планирует брать электричество из Тулуна Иркутской области, хотя под боком – неиспользуемые мощности Саяно-Шушенской ГЭС. Удивительное дело – в правительстве Тувы нашёлся только один разумный человек – министр энергетики Кажин-оол, который прямо заявил, что в Туву на Туран необходимо тянуть ещё одну нитку с Саяно-Шушенской ГЭС, а не придумывать левые схемы из Тулуна. Это действительно государственный подход. Правда, к этому необходимо добавить ещё реализацию принципа выравнивания тарифа. Вот тогда в Туве электроэнергия станет доступной. И вырастит её потребление. Глядишь, и Саяно-Шушенской ГЭС не придётся работать вхолостую.
Но тут непременно возникнет другая проблема: придумывать схемы «накручивания» расходов, как это насобачились делать руководители ОАО «Тываэнерго», ФСК ЕЭС и правительство Тувы, уже не будет никакого смысла. А если невозможно украсть, то какой смысл работать?
Вот и получается, что все беды в Туве – от олигарха Дерипаски, у которого на побегушках сам министр обороны. У того, в свою очередь, на коротком поводке Глава Тувы. А людей, их ежедневные заботы, эта троица, похоже, и не видит.
На сайте газеты кто-то упорно пишет: «не трогайте Шойгу! Он так много делает для тувинцев!» Ну да. Чего только стоят его потуги по «удешевлению» угля и электроэнергии... А тут оказалось, что он и к процессу выравнивания тарифов отношение имеет. Ещё вы удивляетесь: почему обычно такой говорливый Шойгу на этот раз помалкивает по поводу инициативы Кара-оола передвигать границы. Ему, видимо, Дерипаска запретил.
И последнее. Председатель правительства России Мишустин, судя по всему, всерьёз считает, что вливание в бюджет Тувы дополнительно 5 млрд. рублей каким-то образом снизит бедность населения региона. Как будто он не понимает, что большую часть этих денег обязательно разворуют друзья-подельники Главы республики. И уже, похоже, принялись за дело. Видимо, Мишустин не надеется долго просидеть в кресле премьера, и ему «до лампочки», что будет с республикой через пять лет. Ему бы сейчас как-то успокоить ситуацию, а там пусть правоохранители разбираются, куда делись деньги. В целом, похоже, Москве совсем не до Тувы и не до Кара-оола, который своим заявлением по глупости может зажечь огонь межрегиональных распрей. В другое время его бы жёстко одёрнули, а сейчас тихо помалкивают.
Запад в последнее время много заявляет о том, что Российскую Федерацию неминуемо ждёт повторение сценария распада СССР. Если под таким углом посмотреть на ситуацию с заявлением Кара-оола, если проанализировать позицию Шойгу и Дерипаски, если взять во внимание, как ведут себя энергетики и как регулируются цены, то становится очевидным, что в условиях пандемии рычаги управления народным хозяйством и регионами стали малоэффективными. В случае с губернатором Хабаровского края у Центра нашлись какие-то силы для достижения цели, а в случае с Кара-оолом воли Кремля не ощущается. А ведь в ситуации с ним совсем не требуется поднимать из архива дела 16-летней давности. Достаточно полистать подшивку газеты «РИСК» – и можно отправлять в Туву самолёт со следователями. Лет на 20 строгого режима доказательств найти будет не сложно. Я ещё вернусь к этой теме.
Кондрат Пчёлкин