Популярно о наболевшем |
Дружба дружбой, а табачок – врозь
Сообщение о том, что премьер Кара-оол уволил своего заместителя Иргита, многих удивило. Ещё больше удивила официальная причина увольнения – семейно-клановое распределение бюджетных средств, предназначенных для развития фермерства. Всё это породило разного рода слухи и домыслы. Ни для кого не секрет, что с некоторых пор ВСЕ ДЕНЬГИ в Туве распределяются именно таким образом. Без исключения. Притом все знают – деньги делит лично Кара-оол. Да и вообще – деньги в Минсельхозе расписывает министр, а его не тронули. Парадокс, не правда ли? Это как, если бы главный вор уволил вора помельче за воровство. Нет, конечно – за такое не увольняют. Разве что если не поделился...
Вы, дорогие читатели, наверное, удивитесь, но я сейчас не об этом. Наш сегодняшний премьер поразительно недальновидный человек. Он как с самого начала взял за ориентир желания Шойгу, так этому и следует, игнорируя многие другие факторы. Сейчас удивляются: как он умудрился за такой короткий срок перессориться с большей частью элиты тувинского общества. Причём из-за пустяка – надбавок к пенсии. С чьей-то подачи он, видимо, решил, что бывшие министры и депутаты – отстой, с которым считаться не стоит. При этом не подумал, что они – весьма влиятельны, имеют друзей, родственников и товарищей, которые разделяют их мнение и уважают. Сейчас кого ни спроси про главную семейку, либо поморщатся, либо тихо ругнутся: достали чёрные братья! Именно в них многие видят источник своих бед и жалкие последствия для республики. Хотя причин такого состояния, конечно, несколько и не все они завязаны на самом Кара-ооле.
Возвращаясь же к Шолбан-оолу Иргиту, то кто бы что ни говорил о нём, его роль в республике в последние восемь лет недооценивать нельзя. Для Кара-оола он ранее был просто денежным мешком, подельником по общему урянхайскому бизнесу. А когда главный Шолбан стал премьером, составил ему правительственный тандем и вводил в курс дела. Поскольку у Кара-оола никакой управленческой команды никогда не было. Ну, в самом деле, кому придёт в голову идея назвать такой командой фамильный ЧОП или афганское сообщество? Поэтому именно Иргит поначалу формировал персональный состав правительства Тувы. В связи с этим его увольнение, да ещё с таким комментариями, говорит о внутреннем разладе в правящем тандеме.
Если вспомнить недавнюю историю Тувы, то конец правления Ш.Ооржака начался с ухода от него ближайшего помощника В.Оюна. Внутрикоалиционный конфликт дал брешь, в которую устремились оппозиционно настроенные люди и порвали ооржаков, как тузик грелку. Что-то подобное происходит и сегодня. У Кара-оола сейчас не то, что мыслить – работать некому. Замену Иргиту найти будет сложно – ну, действительно, не Василия же Майлоловича или его жену Чечену Хурендашевну ему звать! Скамейка претендентов у Шолбана коротка. Обратите внимание, сколько времени не могут найти замену заместителям председателя правительства по экономике и юстиции. Одни не подходят, потому что боятся воровать, другие не хотят иметь ничего общего с Кара-оолом. В связи с чем достойно заменить Иргита кажется совсем маловероятным. Посмотрите на личности Фалалеева, Дамба-Хуурака, Монгала и Натсак, и вам станет очевидно, что среди этих пигмеев административного пафоса достойных фигур нет. Складывается впечатление, что с 2007 года людишки в правительстве всё мельче и мельче. Как говаривал режиссёр Михалков, так и до мышей дойти недолго...
Но есть и другая сторона этой тёмной истории. Иргит – не пацан, и бросаться заявлениями – не в его стиле. Он любитель семь раз отмерить... И не исключено, что отважился он на такой шаг в связи с тем, что возможна скорая отставка премьера с назначением нового, близкого к Иргиту человека. И в этом плане его демарш не может не радовать. Если бы в 2006 году Оюн не вышел из команды Ооржака, тот, наверное, до сих пор бы рулил республикой. Так что такие «ходы» весьма продуктивны и полезны для освежения власти.
Впрочем, с биографией Иргита ему незачем лезть в чиновники. Ему достаточно благосклонного отношения властей, чтобы тихо по-семейному делать деньги, развивая бизнес. Наверное, таким путём он и пойдёт. А Дамба-Хуураку и Монгалу ещё «спасибо!» скажет.
Поживём – увидим.
Сергей Конвиз