О главном начистоту |
Кара-оол запретил противопоставляться
Ни за что бы не сказала, что Глава Тувы – натуральный идиот. Да, подумать бы так, возможно, подумала бы, но ведь он на размышления времени совсем не оставляет: выдаёт одну за другой инициативы – хоть стой, как говорится, хоть падай. Так-то, вроде, всё он как бы находится на правильном пути, всё ищет основу развития.
Сначала, я хорошо помню, за основу развития он принял завод по разливу водки. Было это в 2007 году. Тогда, правда, депутаты Верховного Хурала его поддержали и разрешили из бюджета выдать ему миллионы на водочную линию. Но вверенный ему коренной народец оказался алкоголенеустойчивым, начал быстро качественно ухудшаться и ускоренными темпами спиваться и деградировать.
Следующей его инициативой в поисках основ развития стало переустройство тувинской конституции вкупе с огуречным производством. Эту огуречно-конституционную эпохальную веху в его государственной деятельности я тоже хорошо помню. Веха случилась до куриной истерики. Тогда началась шумная рекламная кампания, мол, дошкольных учреждений не хватает, а потому надо изменить конституцию республики и тем самым развивать тепличное хозяйство в п.г.т. Дальний Каа-Хем и круглый год огурцами кормить быстро нарождающихся детишек. Под этот огуречный шабаш педроссы наделали кучу баннеров с фотоизображениями Главы республики, ликвидировали народных депутатов из палаты представителей, изменили Конституцию Тувы, однако в итоге ни детских садов, ни местных огурцов не прибавилось.
Чуть позже на наши головы свалилась его куриная инициатива. Помните, как правительство с пеной у рта всех убеждало, что основа развития Тувы – это местная птицефабрика: яйца в каждую семью, долой баранину – да здравствует курятина, все массово и организованно переходим на диетическое правильное питание! С яйцами Чучев особенно старался и всем своим изношенным организмом горячо поддерживал эту инициативу Главы Кара-оола. Но, увы, Чучев быстро сдулся, а потому, наверное, яйценоскость не повышалась, птицы планомерно дохли, а вместе с ними сошла на нет и вся куриная эпопея.
Потом у Главы что-то где-то, видимо, от усиленного диетического питания, перемкнуло, и он стал выдавать инициативы одну за другой – без передышки искать основу развития Тувы. Дирижабли с советами отцов перемежались с солнечными батареями и единственным продуктом на всю деревню, китайская гимнастика у-шу канула в небытие и появилась персональная велодорожка для оздоровления, год тувинских музыкальных инструментов сменил год туризма и уже заканчивается год народных пословиц и традиций, а основа развития Тувы так и не найдена!
Да, конечно, вертится на языке, прямо-таки вот-вот вместо «идиот натуральный» готово сорваться «идиот неугомонный», но воздержусь. Потому что появилась долгожданная новая инициатива в череде поисков основ развития Тувы.
В конце прошлой недели Глава республики поделился наблюдениями из собственной жизни и провёл в правительстве заседание Совета о кадровых проблемах. Мне, правда, с этого заседания смешно сделалось: сам же создаёт проблемы, а потом их типа решает. Но это, признаюсь, моё субъективное мнение. Вот послушайте, он говорит, мол, «не так давно пришлось уволить одного из руководителей надзорных служб за то, что превратил госучреждение в семейную лавку». Вот, знаете, а я все годы, начиная с 2007-го, была совершенно уверена, что это именно его надо срочно увольнять за то, что он всё превратил в семейную лавку. Сами подумайте, если даже кочегары в школах и детских садиках самых отдалённых посёлков должны при поступлении на работу представлять железобетонные доказательства, что каким-то боком, хоть седьмой водой на киселе, но приходятся роднёй главному семейству республики.
В общем, как мне кажется, начинается очередная его инициативная заварушка – кадровая резня.
Кара-оол на заседании Совета по кадровым проблемам рассказал, что за три года уволил несколько министров, которые «...не стесняясь, обставили себя близкими людьми, многие из которых были чаще всего совершенно несостоятельны как работники». Фамилий этих министров он вслух не произнёс, но это и не так важно, потому что, как я догадываюсь, почти поголовно все чиновники у Кара-оола и родственники, и несостоятельные работники. И как люди чиновники у него ненадёжные: пока при нём – облизывают его и захваливают, а как только шаг в сторону – пишут в разные инстанции анонимки, жалобы и матерят по-чёрному. Представляете, что сейчас начнётся? Допустим, заметьте, я говорю допустим, что кто-то имеет в наличности несколько миллионов рублей и в то же время страстное желание стать министром или начальником в каком-то учреждении, где можно местным или федеральным бюджетом порулить. Что в таком случае надо сделать? Правильно, надо уволить прежнего министра или там начальника, то есть освободить тёплое и такое желанное место. Вот и всё!
Ой, да что там министерское место! Ведь у нас, чтобы устроиться на работу хоть санитаркой, хоть самым маленьким бухгалтером – люди деньги собирают, в долги залезают, кредиты и ссуды берут. И летят чьи-то головы под сокращения кадров, увольняют по надуманным поводам.
Но, как всегда, Кара-оол говорит о простых вещах очень путано и непонятно. Думает, наверное, что если говорить непонятно, то это как бы умно будет звучать, умно и авторитетно. Лично я ничего не поняла из этого (привожу дословно): «Формирование кадрового резерва, социальных лифтов, создание прозрачного механизма – важная задача. ... Высшее должностное лицо – единственный, кто несёт ответственность перед народом, все остальные – опосредовано или вообще никак». Кара-оол у нас кто? Высшее должностное лицо? Вот он и несёт ответственность за бестолковые кадры, которых понабрал за восемь лет. И нечего придумывать про семейные лавки и кумовство. А, ну-ка, давайте посчитаем его реальную родню, начиная от мэра города Ховалыга, сколько наберётся? Однако, много будет.
Или вот его непонятная фраза: «Противопоставляться кумовству и семейственности нужно не моей личной борьбой, а разработанной системой». Ну, это он обращается на Совете к министрам и другим начальникам, указывая на то, что он единолично борется с кумовством и семейственностью, а они, министры и начальники, кстати, по совместительству его же родственники, только для виду противопоставляются. Ну, это всем давно известно, что в Туве единственный, кто потеет за всех, это он – Кара-оол, наш местный раб на галерах, за всех несёт ответственность и в одиночестве страдает за народ. Понятное дело, что помогает ему в этом, по мере своих сил, возможностей и способностей его семья, братья, сёстры, тёти, дяди, племянники обоих полов, сватья и так далее по родоплеменной нисходящей.
Потому так и живём...
Очень вредная тувинка