Обзор прессы |
МОГУЩЕСТВО ТУВЫ БУДЕТ ПРИРАСТАТЬ СИБИРЬЮ?
В нашем обиходе появилось новомодное словосочетание «Енисейская Сибирь». Под этим брендом «Тува, Хакасия и Красноярский край» намерены привлекать в регион новые инвестиции. Автор «в этом в очередной раз убедился на презентации регионов Сибири в МИД России». Почему именно в МИДе занимаются инвестиционными проектами – большой вопрос. Хотя, конечно, Лаврова можно понять: надо же чем-то ему заниматься при полном провале внешней политики, в результате чего Россия в настоящее время окружена врагами и фактически не имеет союзников...
Посетил мероприятие и наш Глава республики В.Ховалыг, который пришёл к выводу: «Огромный потенциал нашей Тувы привлекателен не только внутри страны». Как выяснилось, «формат макрорегиона под общим брендом Енисейской Сибири задаёт совсем другие масштабы и перспективы». «Здесь рождаются проекты, которые способны изменить жизнь не только огромной России, но и повлиять на мировую экономику. Общая стоимость их – почти 2 триллиона рублей». Как написал в своём блоге глава, «если говорить конкретно о Туве, то наши амбиции связаны с богатейшим минеральным потенциалом и пограничным положением. Мы работаем над превращением республики в трансграничный транспортный коридор. Проект имеет несколько решений – железная дорога, автомобильное сообщение, авиаперевозки. Это будет самый короткий из существующих выходов на транспортные сети Монголии, Китая и других стран азиатско-тихоокеанского региона». «Наша культура красива и самобытна. К нам приезжают туристы со всего мира, чтобы прикоснуться к уникальной и древней культуре горлового пения «хоомей», камнерезному искусству «чонар-даш», посмотреть традиционные конные скачки и народную борьбу «хуреш». И нам «есть с чем выходить на международные рынки». Он полагает, что «презентация МИДа, уверен, поможет нашему продвижению».
Как-то это всё напоминает кара-ооловскую маниловщину, когда проект строительства железной дороги в Туву был представлен на Совете Федерации. Тогда Матвиенко так прониклась этим проектом, так расчувствовалась, что пообещала Байсарову звание Героя Труда. И где Байсаров, где дорога? Ответа нет.
УГОЛЬ – НАСЕЛЕНИЮ. ХОВАЛЫГ ВОЗРОЖДАЕТ РЕСТОП
Это было не так давно – Шолбан Кара-оол, придя во власть, первым делом похерил угольные склады по всей республики, передав дело снабжения углём своему подельнику Шолбан-оолу Иргиту. С тех пор начались мытарства населения в поисках топлива. А тем временем угольный разрез «Каа-Хемский» по дешёвке передали Дерипаске, и уголь стал стоить в шесть раз дороже. Население стало приобретать уголь мешками, что ещё вдвое увеличило его стоимость. В.Ховалыг, став главою республики, поставил задачу избавиться от диктата угольного разреза. И вот на днях он «сообщил о создании республиканской сети топливных складов». Это «очередной шаг по наведению порядка на внутреннем рынке каменного угля и установлению контроля за ценами на него со стороны правительства». В этих рамках «предполагается создать государственную сеть, которая займётся организацией доставки угля из добывающих разрезов до муниципальных складов, где топливо будет продаваться в розницу населению».
Решение весьма актуальное, поскольку «вопрос доступности угля в Туве крайне актуален, поскольку 88% домохозяйств республики используют печное отопление». Продиктовано оно тем, что «добывающая компания, являясь монополистом, только повышала его цену. Вместе с расходами на транспортировку стоимость тонны угля для жителя, к примеру, Монгун-Тайгинского района достигала 7-8 тысяч рублей, или до 80 тысяч за весь зимний запас. Для многих это неподъёмные траты».
И это – не первый шаг В.Ховалыга по наведению порядка на угольном фронте. «Учитывая социальную остроту проблемы, в июле этого года Глава Тувы принял решение об установлении фиксированной отпускной цены на уголь, добываемый Тувинской горнорудной компанией. Вопреки протестам угольщиков она была снижена, причём сразу почти на 20% – до 2220,1 рубля за тонну». Но дело оказалось более сложным, чем ожидалось – «этой меры оказалось недостаточно. Розничные цены на уголь остались, как и прежде, высокими по вине перевозчиков, которые доставляют уголь из разреза до потребителя». Но, поскольку «все перевозки в Туве держатся на ИП и самозанятых, то заставить их не завышать цены на свои услуги власти не могут. Тем не менее в сравнении с прошлогодними ценами стоимость угля всё же снизилась».
В соответствии с планом «Владислав Ховалыг провел совещание по «угольному вопросу» с руководителями профильных министерств и ведомств, на котором были обсуждены пути выхода из сложившейся ситуации». «В качестве одного из вариантов влияния на угольный рынок рассматривалась возможность возвращения до караооловскому (советскому) опыту районных и городских топливных пунктов». «Речь идёт о централизованных поставках, где райтопы и гортопы выполняли роль перевалочных баз, на которые уголь доставлялся из разрезов и затем распределялся по потребителям». «Такой подход предусматривает выстраивание всей логистической цепи перевозок угля – от Каа-Хемского разреза до каждого района, на что, по предварительным расчётам, потребуется не менее 40 млн. рублей».
Ховалыг принял решение, что «угольные склады должны быть в каждом райцентре – с забетонированными огражденными площадками хранения, административными помещениями и гаражами, укомплектованные техникой, весами, системами видеонаблюдения и охраны. Для перевозок угля с разреза до складов, а также доставки до потребителей потребуются грузовики малой, от 4 тонн, и большой тоннажности. Общая вместимость складов рассчитана, исходя из объёмов потребления угля населением республики – она составляет в среднем 360 тысяч тонн в год». В качестве эксперимента где-то «топливный склад передадут в ведение министерства ЖКХ», в двух других – «к управлению складами привлекут объединения самих потребителей угля – в виде товарищества собственников жилья».
УГОЛЬ НА-ГОРА!
Глава Тувы Владислав Ховалыг еще в апреле поручил топливному ведомству изучить проектную и техническую документацию на разработку некоторых месторождений полезных ископаемых на территории республики, в том числе и Ак-Тальское месторождение. И вот борьба за уголь перешла в новую стадию – «Тува добилась включения Ак-Тальского месторождения в Чеди-Хольском районе в программу лицензирования». Как сообщил министр Кажин-оол, «в Минэнерго и Роснедрах Российской Федерации окончательно согласовали все пункты по разработке нового угольного месторождения». При этом «Главным условием при согласовании является обеспечение угольным топливом только объектов ЖКХ и потребителей Республики Тыва, то есть без поставки и экспорта в другие регионы».
Правительство полагает, что «создание на территории Тувы собственного предприятия по добыче каменного угля позволит сдержать стоимость на «твёрдое» топливо и создать конкуренцию на угольном рынке региона».
НОВЫЙ ЭТАП МУСОРНОЙ РЕФОРМЫ В ТУВЕ
«ТП» сообщила, что «в рамках 1.5 миллиардов рублей, выделенных региону на развитие, в ГУП «Транспортный сервис и проект» В Туву поступила очередная партия спецтехники для вывоза мусора». Поясняется: «в этом году регион получил не только новые контейнеры и мульды, КАМАЗы-мусоровозы, но и бульдозеры. Арсенал коммунального хозяйства пополнили бульдозеры «Четра» с мощностью тягового класса 9 и мощные в 150 л.с.». Так что «с завтрашнего дня на сбор мусора выезжают около 10 единиц техники, рабочий состав водителей укомплектован».
«Обновление парка спецтехники входит в первый этап «мусорной реформы», второй этап начнётся только в 2030 году». До этого времени «Туве необходимо полностью наладить обращение с ТКО, организовать раздельный сбор мусора и до 2024 года построить мусороперерабатывающий завод».
ПРЕСТУПНОСТЬ НАСТУПАЕТ
Как сообщила «ТП», 24 ноября «в Туве обсудили вопросы правонарушений и преступности» в связи с приездом в Кызыл «и.о. начальника управления Генеральной прокуратуры Российской по Сибирскому федеральному округу Баира Доржиева». В.Ховалыг «выразил озабоченность по поводу осложнившейся криминогенной обстановки в республике» – «за 10 месяцев на 8,8% стало больше зарегистрированных преступлений, в том числе тяжких – более чем на 20%».
По данным прокуратуры Тувы, «с начала года в республике было зарегистрировано 7 314 преступлений, из которых 1774 квалифицируются как тяжкие и особо тяжкие. Самый большой рост преступности произошёл в Кызыле». «Эти факты говорят о недостаточности работы по противодействию преступности и охране правопорядка». Было отмечено «снижение общего количества дорожно-транспортных происшествий», однако «при этом возросла тяжесть аварий, поскольку погибло в них 96 человек». В итоге «был предложен ряд мер, направленных на усиление работы по предупреждению правонарушений и преступности». Впервые за долгое время предложено «более жёстко пресекать факты нелегальной продажи спиртного».
ГЛУПЫМ ЗАПРЕТАМ ПРИХОДИТ КОНЕЦ?
«ТП» сообщила: «в Туве намерены отменить запрет на продажу алкогольной продукции в выходные и праздничные дни». И «планируют продлить продажу алкоголя на четыре часа – с 11.00 до 19.00». Наконец-то у власти стал появляться разум. По мнению здравомыслящих экспертов, закон №952 ВХ-I, согласно которому «на территории республики разрешена продажа алкогольной продукции с 11.00 до 15.00 часов без выходных дней, не принёс желаемых результатов».
Жизнь показала: «употребление алкоголя за эти 10 лет, что действует закон, не снизилось, пьяных на улицах городов и сёл меньше не стало, не сократилось и число преступлений, совершаемых людьми в состоянии алкогольного опьянения, на что так рассчитывали инициаторы действующего закона». Зато «пышным цветом расцвёл рынок нелегальной торговли суррогатной алкогольной продукцией», чего, скорее всего, и добивался Шолбан Кара-оол.
ЗДРАВОЕ КАДРОВОЕ РЕШЕНИЕ
В соответствии с Указом Главы республики бывшего прокурора Дамба-Хуурака на посту директора «Тувинского института гуманитарных и прикладных исследований» сменит известный в республике историк-профессионал Вячеслав Март-оол. Очень своевременное и правильное кадровое решение. Выпускник школы №7 и исторического факультета Питерского Университета Март-оол ранее возглавлял это научное учреждение, но был уволен Кара-оолом в связи с недостаточной льстивостью.
Март-оол, возглавляя институт, за пять лет организовал издание двух томов Истории Тувы. А после него третий том кое-как состряпали за 10 лет. Дамба-Хуурак уволил из института почти всех профессионалов. Так что новому руководителю придётся возрождать институт. «ТП» отмечает: «учёные ТИГПИ встретили своего коллегу аплодисментами, высказали свои предложения и пожелали успехов в плодотворной работе».
ЛЬСТИВАЯ ГЛУПОСТЬ ПРОДАЖНОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ
И.Качан провела один день с сенатором Д.Оюн и разместила в «ТП» глупейший репортаж, пронизанный глупой лестью. Не найдя ничего интересного в действиях сенатора, про которую независимые СМИ публиковали сообщения, что она в бытность учёбы в Москве занималась проституцией, Качан обратила внимание на другое. На то, что «прилетела она в демисезонном не по погоде пальто – температура в тот день была ниже 20 градусов». «Можно было прямо с самолёта пойти погреться в VIP-зал аэропорта, чтобы побаловаться чайком», однако «там не нашли человека, у которого был бы ключ от VIP-зала». Поехали «в здание ГТРК поздравить коллег с Всемирным днем телевидения», однако и здесь её не ждали – пришлось «поздравление записать на камеру». А когда Дина решила подкрасить губы, то выяснилось, что «ни у кого не оказалось ни зеркала, ни пудреницы с зеркалом». Как посетовала Качан, «в программе визита не было посещения реабилитационного центра для инвалидов». А как ему быть, если «у нас его нет вообще»? И зачем Качан вдруг вспомнила про то, чего нет? Затем Дина поехала домой – «завтрака и обеда в программе не было». В общем, как говорится: не ждали. «Так завершился первый день рабочего визита».
А теперь скажите: зачем нам такие сенаторы? Какой от них толк? Конечно, у нас кухарка может управлять государством. И проститутка – тоже. Но почему страдаем мы?..